На сцене темно. Софиты медленно разогреваются, заливая деревянную квадратную сцену размером три на три метра. Сцена пуста, барабаны из динамиков играют нечто похожее на ритуальную музыку африканских племен. Чувствуешь — что-то должно произойти. Эта первая минута спектакля хорошо передает ощущение, которое вызывает главный персонаж спектакля Чарльз Мэнсон. Когда смотришь на фото, где он — уже пожилой заключенный калифорнийской тюрьмы, то думаешь: как этот человек с грустными глазами мог заниматься тем, чем занимался?

Из пола выскальзывает деревяшка, вслед за ней появляется рука, которая последовательно разбирает сцену. Убрав пять или шесть деревяшек, из-под сцены вылезает человек, похожий то ли на монаха, то ли на полярника: полностью завернут в белые одежды с воротником до ушей, на голове белая шапка и очки, на каждом из стекол изображено по кресту. За спиной «полярника» проекция на стене: человек, покрашенный черной краской, сидит на белом фоне.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

«Полярник» — это и есть Мэнсон. Его роль исполняет Василий Буткевич, актер мастерской Брусникина.

«Сонм» — моноспектакль. На протяжении часа Буткевич рассказывает историю Мэнсона от первого лица. Иногда режиссер переключает внимание зрителей на видеопроекцию — «черный человек», также сыгранный Буткевичем, говорит от имени разных людей, участвовавших в жизни Мэнсона.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Режиссер спектакля Семен Ступин говорил, что «Сонм» — спектакль не о Мэнсоне, а о том, как формируется личность. «Наш спектакль — это не шоу, а духовная практика, попытка рассмотреть, изучить и проанализировать внутренние процессы каждого человека, — говорит Ступин. — Чарли (Мэнсон. — Прим. ред.) все-таки не сумасшедший. Мне кажется, он абсолютно здоровый. Просто таким образом сложилась его личность — из всего, что с ним происходило. Этим мы и занимаемся в спектакле: почему он таким стал? Как это случилось? И как бы нам не попасть в такую же ситуацию?»

Свой интерес к теме Буткевич объясняет так: «Я выпускник курса Дмитрия Брусникина (в Школе-студии МХАТ. — Прим. ред.). Года два назад Дмитрий Брусникин посоветовал каждому из нас сделать по моноспектаклю. Я стал думать, о ком или о чем сделал бы такую постановку я. И понял, что меня занимает вопрос: как нормальные в целом люди скатываются к патологии? У меня в голове созрела некая галерея из семи персонажей — самых известных маньяков и убийц всех времен и народов. Ставить про всех — жизни не хватит, но я решил начать с самого, скажем так, известного».

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Под конец спектакля Буткевич от имени Мэнсона читает монолог о любви, освобождении от эго и от страданий, об ответах, которые он может дать любому подростку, сбежавшему из дома и не знающему, что ему дальше делать. Актер берет таз с черной краской и начинает закрашивать свое тело.

— Я обратился к Богу. Это было очень сильное переживание для тринадцатилетнего мальчика. Я просил не богатства — только чтобы меня кто-то любил, — продолжает Буткевич монолог.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Руки постепенно скрывает черная краска, потом чернеет туловище и обритая голова. Буткевич заканчивает монолог рассказом о том, что он видит Христа, который говорит, что Мэнсон любим.

Из биографии Мэнсона известно, что спустя годы после этого видения он соберет хиппи-коммуну с добрым названием «Семья», которая совершит множество зверских убийств.

«Сонм» показывает, как из человека в белых одеждах Мэнсон стал «черным» человеком. И это — грустная история.

Билеты на спектакль можно приобрести здесь.