«Коррекция разнообразия». Медицина против интерсекс-людей
Проблемы интерсексов по всему миру универсальны, но в каждой стране своя специфика. Например, в некоторых африканских странах практикуется отказ от вскармливания младенцев-интерсекс и изгнание интерсекс-людей и их матерей из общины. В России тоже есть свои проблемы: смена пола в документах, проведение публичных акций, заключение брака, правовая защита от дискриминации и харассмента и так далее.
Главная же проблема, характерная для всех стран мира, — это проведение «корректирующих» операций на интерсексах. Так называемая «нормализующая» половая хирургия, то есть проведение «корректирующих» (на деле — косметических) операций на интерсекс-людях сразу после рождения и в течение первых лет жизни. По моему мнению, такие операции являются жестоким социальным экспериментом, потому что их польза не доказана, а причиненный физический и психический вред засвидетельствован сотнями историй взрослых интерсекс-людей и судебными делами по всему миру. Не говоря о том, что подобные операции чаще всего проводятся без согласия пациентов, иногда они вообще не знают об этом: врачи могут скрывать от пациентов (и их родителей в случае оперирования интерсекс-детей) проведенные вмешательства, например, выдавая их за удаление грыжи или опухоли.
Главная проблема — проведение «корректирующих» операций на интерсексах. Их польза не доказана, а причиненный вред засвидетельствован сотнями историй взрослых интерсекс-людей и судебными делами по всему миру
Если же врачи решают получить информированное согласие, обычно это происходит так. Тет-а-тет или в формате консилиума они рассказывают пациенту или испуганным родителям о необходимости безотлагательного медицинского вмешательства. В качестве причин называются предотвращение риска для жизни и здоровья пациента и влияние интерсекс-вариации на сексуальность, гендерную идентичность и будущую социализацию интерсекс-ребенка. В действительности количество случаев, в которых операции необходимы с медицинской точки зрения, крайне невелико (гормональная терапия, предотвращающая смертельную потерю солей, исправление экстрофии мочевого пузыря, удаление обструкции мочевыводящих путей и некоторые другие случаи), а интерсекс-вариации не связаны с сексуальной ориентацией и гендером. Получается, необходимость операций основана на распространенных мифах и заблуждениях, фактически же их проводят по социальным и косметическим, а не терапевтическим мотивам.
К сожалению, российское законодательство не способно эффективно защищать права интерсекс-пациентов. Так, возраст согласия на медицинское вмешательство установлен на границе 15 лет — это значит, что формально интерсекс-ребенку могут проводить операции на половых органах (включая кастрацию, стерилизацию, мастэктомию, вагинопластику и др.) против его воли. Более того, не существует обязательных стандартов предоставления информации родителям и пациентам: врачи не обязаны сообщать об альтернативных точках зрения, представлять научные доказательства своих слов о медицинских рисках и так далее. Все это погружает интерсекс-пациентов и их родителей в информационную изоляцию, единственным выходом из которой им видится проведение операций. Операций, влекущих пожизненные и необратимые последствия в виде бесплодия, шрамов, инфекций, потери сексуальной чувствительности, необходимости гормональной терапии.
В России права интерсекс-пациентов не защищены. Формально интерсекс-ребенку до 15 лет могут проводить операции на половых органах против его воли
Ситуацию осложняет практическая невозможность компенсации вреда, поскольку результаты операций на младенцах могут проявляться за пределами сроков давности уголовного преследования, и все доказательства к тому моменту могут быть утеряны. По этим и другим причинам, например, Мальта ввела специальный запрет на проведение операций по изменению половых характеристик до достижения возраста осознанного согласия.
Но, кроме навязанных медицинских процедур, в отдельных случаях интерсексы не могут получить и необходимого лечения. Так, Порядок оказания медицинской помощи при отдельных интерсекс-вариациях в России может быть привязан к юридическому полу и возрасту пациента. Дело в том, что пол обычно определяется по фенотипу ребенка, в первую очередь гениталиям. Интерсекс-дети могут иметь совершенно типичный мужской или женский фенотип, но с наступлением пубертатного периода развивать половые характеристики пола, который отличается от пола паспортного, либо иметь альтернативную внутреннюю половую анатомию, что незаметно при рождении. В нашу организацию обращались интерсекс-люди, которым отказывали в предоставлении бесплатной медицинской помощи, поскольку их паспортный пол и возраст не соответствовал медицинским протоколам, регулирующим помощь при той или иной интерсекс-вариации (например, человек с элементами женской половой анатомии не может получить помощь гинеколога, поскольку его паспортный пол при рождении был установлен как мужской). Такая же практика была зафиксирована в США, где интерсекс-мужчина умер из-за отказа медицинских центров в лечении вагинального рака.
В США интерсекс-мужчина умер из-за отказа медицинских центров в лечении вагинального рака
Сменить гражданский пол тоже непросто. Интерсекс-люди вынуждены подтверждать отсутствие психических заболеваний, так же как и трансгендеры. Притом что эта процедура морально устарела и, как и в случае с трансгендерами, интерсекс-люди, имея биологические причины изменить неправильную запись о юридическом поле в своих документах, вынуждены проходить процедуры психиатрического характера. Абсурдно это и потому, что формальная причина несоответствия — ошибка другого человека, который неправильно определил юридический пол интерсекса при рождении. О получении документов с юридическим полом, отличным от «мужского» и «женского», которые выдаются в некоторых государствах, в России говорить пока рано.
Причина всего этого — отсутствие знаний и колоссальное непонимание природы и особенностей людей с интерсекс-вариациями. В октябре 2016 года во время пикета интерсекс-активиста в Санкт-Петербурге полицейские заявили о недопустимости «пропаганды». Будто бы телесные отличия, такие же, как рост, вес, цвет волос или глаз, в принципе можно пропагандировать. В заключение скажу лишь, что в недалеком прошлом некоторые естественные отличия, например, цвет кожи, вариации в сексуальной ориентации, леворукость также считались дефицитом нормы и проблемой, которую нужно излечить. Однако с развитием науки и знаний о человеческой природе эти предрассудки изживают себя. Надеюсь, что то же самое произойдет и с заблуждениями об интерсекс-людях.