Не новички в шпионаже: 5 лучших фильмов о противостоянии КГБ и МИ-6
«Похороны в Берлине» (1966)
Шпионский триллер в декорациях расколотого надвое Берлина. Оскар Хомолка, большой специалист по ролям русских, на этот раз изображает бровастого полковника советской разведки по фамилии Сток, который хочет сбежать на Запад, чтобы выращивать розы в загородном поместье. Британские спецслужбы не совсем понимают, что именно он задумал, и отправляют в Германию агента, который, начав копаться в этой истории, сталкивается с берлинскими трансвеститами, очаровательными сотрудницами Моссада, нацистскими преступниками и предателями внутри МИ-6. Майкл Кейн играет полную противоположность Джеймса Бонда — скучноватого агента Гарри Палмера, который разговаривает на кокни, носит очки в толстой оправе и получает разрешение на оружие только по большим праздникам.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
«Филби, Берджесс и Маклин» (1977)
Лучший фильм про «кембриджскую пятерку», даром что его создатели знали только о трех ее участниках: в том, что Энтони Блант, искусствовед и советник короля, был советским шпионом, власти признались только в 1979 году, а предательство Джона Кернкросса оставалось недоказанным до 90-го. Создатели картины пытаются понять, отчего английские мальчики, которые ходили в нужные клубы, шили костюмы у правильных портных и ели в модных ресторанах, вдруг прониклись идеалами коммунизма и решились на государственную измену. Энтони Бейт, который в 1979 году сыграет в сериале «Шпион, выйди вон!», бесподобен в роли Кима Филби: несмотря на очевидные доказательства вины, он стойко выдерживает многочасовые допросы и обводит вокруг пальца матерых контрразведчиков.
«Искры из глаз» (1987)
Первый из двух фильмов бондианы, где сыграл Тимоти Далтон, которому не повезло получить роль агента 007 в самом конце холодной войны: после вышедшей в 1989 году «Лицензии на убийство» Джеймс Бонд затаился на шесть лет, чтобы на угнанном танке ворваться в Санкт-Петербург в картине «Золотой глаз». Но в 1987 году КГБ еще не уступил роль главного врага человечества ни арабским террористам, ни корейским милитаристам, поэтому Бонд пытается сорвать операцию «Смерть шпионам», направленную против МИ-6, и выяснить, кто из генералов советской госбезопасности лучше — Пушкин или Косков. Без очаровательной снайперши-виолончелистки, конечно, не обошлось, но агент 007 в исполнении Далтона оказался мрачноват и стал слишком напоминать Гарри Палмера. Зато фильм о Джеймсе Бонде впервые за долгое время выглядит нормальной шпионской историей — без балагана с карликами и осьминожками.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
«Четвертый протокол» (1987)
Пирс Броснан, еще не отдавший перешивать по своей мерке смокинг агента 007, играет майора госбезопасности Петровского, который едет в Великобританию, чтобы взорвать атомную бомбу на военной базе США: англичане решат, что у американцев произошла авария, и потребуют убрать ракеты из своей страны. Помешать коварному плану должен герой Майкла Кейна, которому еще, правда, нужно разобраться с бюрократами во главе британской разведки и выяснить, в какие игры те играют с руководством КГБ. Глава госбезопасности, греющий руки у буржуйки, мастер-класс по изготовлению атомной бомбы на дому и вездесущий полоний — «Четвертый протокол» выглядит старомодно, но годы только добавляют обаяния этому неспешному триллеру по роману Фредерика Форсайта, бывшего агента МИ-6.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
«Шпион, выйди вон!» (2011)
Вторая экранизация одноименного романа Ле Карре о шпионах и контрразведчиках семидесятых. Гэри Олдман играет постаревшую версию Гарри Палмера: печальный агент с издевательской фамилией Смайли, уйдя в отставку, бродит по городу и тоскует о сбежавшей жене, пока родная спецслужба снова не призывает его под свои знамена. Пенсионер, окруженный аурой из пыли, перхоти и одиночества, должен найти предателя среди руководства британской разведки. На съемки фильма были брошены лучшие силы британского кинематографа — Колин Ферт, Бенедикт Камбербэтч, Том Харди. Позвали даже русских звезд, и пока Ходченкова сидит в ванне, а Хабенский рассказывает несмешные анекдоты, Олдман шуршит осенними листьями, всматриваясь во что-то сквозь толстые стекла очков. Шпионаж — занятие нудное, грязное и лишенное всякой романтики.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.