Горящий творог, фальшивые сигареты и антибиотики, от которых глохнут. Как защититься от подделок?
Поддельные лекарства и потерянное здоровье
Чаще всего с поддельными лекарствами сталкиваются во время эпидемий зимой — вы приняли лекарство, а температура не спадает. Особенно часто фальсифицируют популярные Колдрекс, Эффералган и ТераФлю.
Однако случаются и более трагические ситуации. История четырехлетней Златы попала на Первый канал почти десять лет назад. После лечения антибиотиками девочка потеряла слух. Мать разыскала ампулы, которые остались дома, и сдала их на экспертизу — оказалось, что лекарства, которые она покупала в аптеке, были поддельными.
Однако доказать вину продавцов в суде в случае неудачного лечения очень сложно. Скорее всего, вам скажут, что подозрительные ампулы или таблетки стоило проверить еще в аптеке — например, потребовать сертификат. Или, если за лекарство уже заплатили, — отправить на экспертизу в Росздравнадзор. Лаборатории должны принимать подозрительные препараты на исследование бесплатно.
Однако родители на интернет-форумах знают: система работает далеко не так эффективно. Например, в Тюмени для того, чтобы понять, поддельное лекарство или нет, нужно обращаться в местный департамент здравоохранения, затем в местное отделение Росздравнадзора, где выясняется, что в области таких лабораторий нет, и главное: исследование — это очень дорого, несколько десятков тысяч рублей.
Самый простой способ выяснить, есть ли к конкретному лекарству претензии у проверяющих органов, — зайти на сайт Росздравнадзора, ввести в строку поиска название лекарства, производителя и серию. В черный список попадают «недоброкачественные» или «сомнительные» лекарственные средства. В топе — Анальгин, Парацетамол и Цитрамон П, то есть самые простые и, как принято считать, надежные лекарства. На каждое примерно по двести пунктов в списке.
«Горящий творог», «котлеты из мяса молодых бычков» и рынок поддельных продуктов
Лекарства — не единственная категория товаров, которые подделывают. Одна из самых «любимых» у недобросовестных продавцов — это продукты.
Два года назад в интернете прогремел ролик из Санкт-Петербурга про «горящий творог» — в «Фонтанку» обратились жители города, которые сообщили, что купили развесной творог в одном из районов города. Продукт показался им подозрительным, и (видимо, из-за «пластмассового» вкуса) его решили проверить огнем. Оказалось, что творог, подожженный зажигалкой, в самом деле горит. Экспресс-экспертиза, проведенная по просьбе журналистов, показала, что молочных жиров в продукте нет — только растительные. Скорее всего, говорят эксперты, в твороге может быть использовано рапсовое масло. Именно поэтому продукт легко воспламеняется — рапсовое масло используют как биотопливо.
Дело в том, что в России просто-напросто не производится столько молока, чтобы хватало для производства всего творога, который попадает на прилавки. Поэтому молочные жиры часто заменяются растительными. Официально растительные жиры (например, пальмовое масло) разрешено использовать в молочной продукции, однако на упаковке производители должны писать «сметанный», «сырный» или «творожный» продукт вместо «сметана», «сыр» и «творог». Понятно, что такими пометками подчас пренебрегают, полагая, что соответствующее наименование отпугнет покупателя.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
При этом поводов опасаться ненастоящей «молочки» все больше — в конце мая нынешнего года Росстат сообщил, что пальмового масла, главного ингредиента дешевых творога и сыров, — по сравнению с прошлым годом стали завозить в страну больше на 35 процентов.
Теперь способ проверки молочного продукта огнем рекомендуется во всех интернет-инструкциях по установлению натуральности молочного продукта, а на YouTube появился новый жанр — проверять подлинность молочных продуктов покупатели начали по всей стране. При этом, в отличие от лекарств, никаких «черных списков» молочных продуктов не существует.
По словам директора Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Светланы Квасовой, чаще всего подделывают алкоголь, табак и обувь. Уровень незаконного оборота табака резко вырос три года назад и продолжает расти, 40% идет через Белоруссию. При этом некоторые компании отказываются бороться с контрафактом, потому что боятся нанести ущерб своей репутации: они не хотят признавать, что именно их бренд подделывается, и предложения помощи просто игнорируют.
Чтобы оценить масштаб бедствия, можно просто прочитать краткий список последних новостей, где фигурирует слово «контрафакт» — то есть товары, продаваемые под известными марками.
Обратите внимание: почти все сообщения — из регионов:
- В Орске и Оренбурге продают контрафактное моторное масло с ярлыками известных мировых брендов.
- Одежда и обувь для детей и подростков в Орловской области поддельны в 94% случаев.
- В Курганской и Тюменской областях нашли более 11 тонн контрафактных табачных изделий.
- В Ухте пытались продать контрафактный алкоголь на сумму более 200 000 рублей.
- Если встретите кузбасскую сгущенку, имейте в виду, что «Кузбассконсервмолоко» производит подделку: содержание «массовых долей различных жирных кислот от суммы жирных кислот не соответствует требованиям».
Квасова добавляет, что сейчас государство активно борется с контрафактом и незаконным оборотом товаров, повсеместно вводя специальную систему цифровой маркировки. В марте Дмитрий Медведев утвердил список из десяти товаров, которые будут подлежать обязательной маркировке с 2019 года.
Как встроить покупки в блокчейн
В течение пяти лет производители обязаны промаркировать каждую единицу товара кодом DataMatrix. В свою очередь, продавцы должны будут этот код сканировать и «проводить» его через онлайн-кассу — именно это сделает рынок свободным от нелегальной продукции.
DataMatrix похож на QR-код — это двухмерные коды, которые нельзя прочитать без специальной программы. Код наносится на упаковку каждого товара и содержит детальные данные о продукте: наименование, производителя, дату, время и место выпуска. Благодаря криптографическому алгоритму, цифровой код невозможно подделать или скопировать (как делали раньше со штрихкодами). Таким образом, и продавец, и покупатель получат возможность определить, подлинный это продукт или нет. Покупатель, используя приложение «Честный знак» на телефоне, сможет понять происхождение товара и увидеть подробности, которые производители обычно пишут мелким шрифтом или вовсе опускают. Если же товара нет в системе — значит, перед покупателем подделка. А продавец не сможет продать контрафакт через онлайн-кассы — информация о том, что происходит попытка действий с нелегальной продукцией, сразу поступит в единую систему, и касса заблокирует такую операцию.
В январе этого года начался эксперимент по маркировке табака, и для нанесения цифрового кода производители использовали то оборудование для печати кодов, которое уже есть на фабриках. То есть покупать отдельное оборудование специально для DataMatrix не потребуется.
Код может вместить много информации — например, появится возможность отслеживать всю цепочку следования лекарства от производителя до магазина. Для государства это важно, потому что нужно собирать налоги. Для покупателя важно узнать срок годности, прочитать с телефона инструкцию по употреблению и вообще убедиться, что эти лекарства настоящие.
Взлетят ли цены
Главное опасение покупателей, связанное с новой системой маркировки товаров — что все подорожает. Некоторые производители тоже боятся — что она приведет к удорожанию производства. В Центре развития перспективных технологий, который занимается разработкой национальной системы маркировки «Честный знак», считают, что после ее внедрения стоимость товаров, наоборот, должна снизиться.
На конечную цену маркированного товара влияют два типа факторов. Первые снижают стоимость, вторые поднимают. За повышение цены «отвечают» плата за генерацию кода (около 50 копеек) и затраты, связанные с модернизацией или покупкой необходимого оборудования.
Однако, по данным Boston Consulting Group, те факторы, которые вызывают рост цены, должны быть нивелированы факторами, которые ее снижают, и в результате стоимость продукции должна упасть минимум на 10%. Что же должно снизить цену?
Во-первых, информация о том, что происходит с товаром и где он находится, считываемая из кода. Это позволит производителю существенно сократить оборотный капитал.
Во-вторых, на 90% должны снизиться траты, связанные с ошибками персонала при сборке заказов или при формировании сопроводительной документации.
В-третьих, на сокращение себестоимости (около 1-2%) также влияет доступность данных об остатках товаров: это дает бизнесу возможность оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции. В логистике экономия на операционных затратах, связанных с процессом обработки грузов, составит минимум 20%.
Также среди факторов, влияющих на снижение цены, есть и такой: с введением маркировки у легальных игроков должна вырасти доля рынка за счет того, что серая продукция практически исчезнет (в ряде отраслей доля серых товаров — более 50%, например, в меховых изделиях или на рынке парфюмерии).
Тем не менее, ЦРПТ предложил полностью взять на себя расходы по маркировке самых дешевых лекарств повседневного спроса (себестоимость которых — до 20 рублей, например, Цитрамон или Анальгин).
Создатели системы также обещают, что покупатель сможет даже косвенно заработать на системе маркировки: в ближайшее время в приложении «Честный знак» для самых активных пользователей будет введена опция кешбэка, параллельно разрабатываются другие бонусные программы и совместные проекты с крупными торговыми сетями и производителями.