Лучшее за неделю
Настя Дмитриева
21 июля 2018 г., 11:51

Форсмажоры на пути. Что нужно знать, перед тем как отправиться с ребенком в путешествие

Читать на сайте
Фото: Настя Дмитриева

Настоящее путешествие — это сорок процентов спланированности и шестьдесят процентов спонтанности. Отправляясь в дорогу, скорее всего, вы будете представлять примерный маршрут, количество времени и денег, которыми располагаете, и примерные пожелания: увидеть горы, нырнуть с аквалангом, встретить рассвет на берегу океана. Но все это будет с высокой долей условности. Сам путь, происходящие с вами события и встреченные люди обязательно внесут в ваши планы свои коррективы. Как раз за этим, как правило, в путешествия и отправляются — посмотреть, что подарит жизнь.

Подарки ее бывают разными. Хорошие обычно называют удачей или сюрпризом, плохие — форс-мажором. Наш с дочкой путешественный опыт показывает, что последние чаще оказываются ценнее, чем это кажется на первый взгляд. За восемнадцать посещенных стран и в совокупности около двух лет странствий, неожиданных ситуаций, в которых все шло не по плану, было по пальцам перечесть. Они не были критическими, но поначалу казались очень неприятными. И каждая требовала от меня, как от старшей в нашей компании, внутренне собраться, быстро сориентироваться и принять решение. А заодно подумать, как и что делать, чтобы дочка от этого не страдала. Каждая из ситуаций дарила ценный опыт, чтобы подобное не повторялось впредь. И, как оказалось позже, каждая на самом деле была подарком от жизни, а не проверкой на прочность.

Форс-мажор с жильем

Декабрь, Турция, Денизли.

Изначально мы планировали провести в городе три дня: посмотреть окрестности и посетить Памуккале, а позже отправиться на экоферму волонтерами. Ровно на этот срок я забронировала жилье. Но отъезд на ферму из-за расписания автобусов сдвинулся на сутки, а продлить бронирование я уже не могла: за мной стояла очередь из желающих там пожить. На сайте Airbnb я из нескольких доступных вариантов нашла на одни сутки уютную комнату с видом на горы недалеко от предыдущего жилья. Заранее, вечером, отправила запрос, хозяин мгновенно его подтвердил, деньги списались.

Наутро я спокойно собирала вещи, чтобы переехать. За тридцать минут до чек-аута пришло сообщение от хозяина нового жилья: «Простите, пожалуйста, меня нет в городе, я не смогу вас принять. Система автоматически ответила на ваш запрос, а я увидел только сейчас. Еще раз извините». Что это значит? Что сейчас мне нужно собрать вещи, освободить квартиру, найти где-то кафе с интернетом (в Денизли эта опция есть не на каждом шагу), сесть и искать недорогое жилье, доступное уже сегодня, чтобы мы с дочкой там переночевали.

Сложность была еще и в том, что через более удобный, дешевый и предлагающий большее количество вариантов Booking.com найти я ничего не могла: находясь на территории Турции, забронировать что-то в той же Турции на этом сайте невозможно.

Перспектива идти с тяжелым рюкзаком и ребенком в никуда и без гарантий не самая радужная. Что делать в первую очередь? Не расстраиваться! Говорю свою коронную фразу, специально заготовленную на случай непредвиденных трудностей:

— Санька, сейчас у нас с тобой будет приключение!

— Правда? Какое?

— Сейчас пойдем по улочке и будем внимательно смотреть по сторонам. Надо найти кафе, где спряталось самое вкусное пирожное! («И заодно интернет», — мысленно добавляю самой себе.)  

Фото: Настя Дмитриева

Правило для форс-мажоров номер один: все, что происходит, — это приключение!

Такой настрой — мой стратегический подход, моя защита и моя броня. Если в тот момент, когда надо собраться и действовать, я сяду и начну расстраиваться, злиться, терять время, транслировать дочке, что у нас что-то идет не так, то только потеряю силы и эмоциональный ресурс, которые могут еще ой как пригодиться, и к тому же растревожу ребенка.

Подходящее кафе мы нашли минут через пятнадцать. Все, что имели, честно поделили пополам. Пирожное и бумагу с карандашами получила Санька и в отличном настроении занималась своими делами. Мне достались стресс и стремительные поиски доступного сегодня жилья. Перелистывая страницы, я наконец увидела объявление о дешевых апартаментах рядом с автобусным вокзалом. Удачно: на ферму мы уезжали как раз автобусом. Написала хозяину, он откликнулся почти сразу, подтвердил, что квартира свободна и что он нас ждет, — и пропал. Не нажав на кнопку «забронировано» и не выслав адреса, по которому мы могли бы поехать. То есть без гарантий. Что же за день сегодня такой? Время идет. Непонятно, то ли ждать, когда он снова появится, то ли искать что-то еще. Решаю немного расслабиться и спокойно порисовать с Сашкой минут тридцать. Понервничать всегда успею, в конце концов. К концу данного мною самой себе перерыва от переживаний Ибрагим вышел на связь: «Прости, я был на работе, нам нельзя пользоваться телефонами в рабочее время. Сейчас все подтвержу и приеду за вами. Скажи адрес кафе? Прости еще раз, что так долго не отвечал!» Уф.

Ибрагим, тридцатилетний программист, недавно приехавший в Денизли из Стамбула поддерживать одного из родителей во время лечения, оказался гостеприимным хозяином. Мы быстро подружились и в итоге задержались с дочкой в его уютной маленькой квартирке вместо одной ночи почти на неделю.

Почти каждый вечер после его работы мы что-то придумывали вместе. Ездили в соседний Карахаит смотреть красные травертины, ходили в местную кафешку пробовать знаменитый турецкий кокореч (кишки ягненка, приготовленные специальным образом), качали Сашку на детской площадке на горе с видом на хлопковые поля или говорили о биткоинах, Анне Франк и изменениях, произошедших при Ататюрке.

С Ибрагимом мы дружим и общаемся до сих пор. И много раз за ту неделю кто-нибудь из нас троих да говорил: «Как хорошо, что того хозяина не было в городе!»

Главный вывод из ситуации: неважно, через какой сайт вы бронируете жилье, в любом случае лучше еще до всех автоматических подтверждений заранее списаться с хозяином или администратором, узнать в личной переписке все детали, сохранить скриншоты и переписки, и платежей (они могут пригодиться), записать точный адрес и как удобнее добраться.

Здесь же посоветую заранее скачать приложение maps.me: бесплатное, работающее без интернета и прекрасно ориентирующее практически в любом месте и без ошибок. Добираться с ним до вашего дома будет гораздо удобнее!

Фото: Настя Дмитриева

Форс-мажор с деньгами

Турция, февраль, Кадыкей.

Почти два месяца мы уже жили волонтерами на ранчо с собаками и кошками, и скоро пора было отправляться дальше, в Грузию. Как-то вечером я сидела в интернете в поиске дешевых авиабилетов. Не то чтобы мне было лень ехать автобусом, но на всякий случай решила проверить. Вдруг можно удобно и быстро долететь до Тбилиси? Листаю сайты и, о чудо, на lastminute.com действительно нахожу удобные билеты из Анталии в Тбилиси. Стоят они очень и очень приемлемо — 220 за комфортный перелет с едой и багажом. Отлично! Крайне довольная, быстренько оформляю и покупаю билеты. Подтверждение приходит мне на почту, звучит сигнал смс-банкинга: деньги списались. На автомате смотрю сообщение и чувствую, как внутри холодеет. Списанная сумма в рублях почти в восемь раз больше моих о ней представлений. Что не так? Начинаю проверять еще раз все данные по билетам и понимаю, что от невнимательности или от большого желания найти дешевые билеты перепутала значки валют. 220 было не в турецких лирах (одна лира равняется примерно 13 рублям), а в фунтах стерлингов (один фунт равняется примерно 82 рублям). Lastminute.com — компания английская, по умолчанию в настройках все билеты на ней продаются в родной валюте.

О-хо-хо! Трата в почти двадцать тысяч — это последнее, чего я бы хотела в тот вечер. Что делать?

Правило форс-мажоров номер два: пробовать все возможные варианты выхода из ситуации.

Говорю об этом Итир, хозяйке ранчо. А они с мужем, надо сказать, очень любят Лондон и часто туда ездят. И у Итир под рукой оказывается английская симка с деньгами на ней. Мы находим телефон компании, я начинаю звонить в офис, не очень веря в успех. Дозваниваюсь до колл-центра, объясняю, что так и так, перепутала значки и хотела бы не покупать такие дорогие билеты. Говорю свои данные и данные билетов. Девушка смотрит в систему. Я жду с замершим сердцем. Через несколько секунд девушка говорит: «Вы знаете, платеж за ваши билеты еще не прошел, деньги у вас с карты не списались, а просто заморозились, и я сейчас легко могу отменить эту операцию. Билеты мы аннулируем, а деньги станут доступны на карте в течение пяти банковских дней». Уф.

Во многом благодаря этому не случившемуся рейсу мы с Сашкой решили попробовать автостоп. Сначала добрались от турецкого Трабзона до Батуми, потом до Тбилиси. А потом так втянулись, что проехали по Востоку и Балканам уже более двух тысяч километров на попутных машинах. Это отдельная глава в нашей с дочкой книге путешествий, и вступление к ней точно было написано в тот вечер на ранчо, когда я навсегда запомнила значок английского фунта.

Главный вывод из ситуации: будьте внимательны с документами и финансовыми операциями. Оформляя билеты или заполняя любые путешественные документы, внимательно все проверьте: правильность дат, написания имен и фамилий, пункты прилета и отлета, валюту, которой оплачиваете, в конце концов.

Здесь же порекомендую до отъезда сделать ксерокопии всех документов, от паспортов до разрешения на выезд для ребенка, заверить их у нотариуса и держать отдельно от основного набора.

И здесь же посоветую взять собой в путешествие кредитную карту. Пусть она будет вашей подушкой безопасности, неприкасаемым золотым запасом: расплачиваться ей за утренний кофе вовсе не обязательно, но в какой-то момент, когда быстро потребуются деньги, она выручит.

Фото: Настя Дмитриева

Форс-мажор с документами

Июль, Македония, Скопье.

Третий и пока последний случился всего несколько дней назад. Последние пять недель мы путешествовали по Балканам: Черногория, Албания, Македония. Следующим пунктом назначения по моему плану была Сербия. Настроенная выезжать из македонского Скопье в сербский Ниш утром в субботу, ночью в пятницу узнаю, что вообще-то отсюда ходят дешевые и удобные автобусы до Стамбула. А Сашка как раз говорила, что соскучилась по горячему и свежему симиту (турецкому бублику). И я быстренько перестраиваюсь на поездку до Турции. Тем более что из Стамбула можно недорого вернуться в Россию «Победой», а нам как раз пора уже потихоньку двигаться домой.

С утра в субботу мы первым делом идем на автовокзал и покупаем билеты до Стамбула. Автобус отходит в пять вечера, времени остается собраться, купить еды в дорогу и немного погулять по набережной города. Прощаемся с ребятами в хостеле, идем на вокзал, садимся в автобус. Едем. И как-то вдруг я понимаю, что едем мы из безвизовой для россиян Македонии в безвизовую для россиян Турцию через шенгенскую Грецию. А шенгена у нас с Сашкой нет. Расслабленная простыми переходами между странами полуострова, без всяких виз и даже иногда без штампов в паспорте, я просто-напросто не подумала о том, что часть пути пройдет по странам Евросоюза. Что делать? Идти сдаваться водителю: они совершают эти рейсы каждый день и наверняка знают, что в таких случаях происходит.

Водитель, стюард и все пассажиры автобуса немедленно собирают совет. Студент Шамиль с соседнего с нами кресла быстренько переводит все мне на английский. На совете решается, что через границу нас не пропустят со стопроцентной вероятностью, даже если я пообещаю прислать фотографию из Стамбула, что не сошла с рейса где-то посередине. И самое лучшее — вернуться в Скопье сейчас, чем ждать ночью два-три часа на пустынной границе, пока нас кто-нибудь сможет подбросить до ближайшего населенного пункта. Коллективным решением было принято, что мы сейчас из этого автобуса выйдем, нам вызовут другой, который довезет до автовокзала в Скопье, в это время водители позвонят в офис и попросят нас дождаться (вечер субботы, напомню), чтобы нам вернули деньги за нереализованную поездку. Так все и получилось. Первый автобус дождался второй маршрутки, наказал довезти нас в целости и сохранности до офиса, там нас уже встречали менеджеры. Они не только сразу вернули деньги, но и уточнили, есть ли нам где сегодня ночевать и какие дальше планы. Шамиль вечером через мессенджеры еще раз уточнил, все ли с нами в порядке и вернули ли деньги.

Фото: Настя Дмитриева

Мы не доехали автобусом до Стамбула, бывает. Зато ощущение, что мир о нас позаботился, было настолько теплым и приятным, что стоило несостоявшейся поездки.

Правило форс-мажора номер три: вы не одни!

Это не значит, конечно, что нужно перекладывать ответственность за то, что происходит у вас, на других людей или уж тем более надеяться в обязательном порядке на чью-то помощь. Но и отчаиваться тоже лишнее, что бы ни случилось. Вы не на необитаемом острове, вокруг люди, и очень может быть, что они смогут вам помочь или хотя бы просто поддержать. Иногда чьего-то участия и искренней улыбки бывает достаточно, чтобы поднять настроение.

Вместо утомительной ночи в автобусе мы вернулись в Скопье и заселились в хостел, где познакомились с замечательными людьми. Хозяин хостела Нено, больше двадцати лет практикующий восточные единоборства, вечером устроил для Сашки во дворе хостела настоящее фаер-шоу. А мы с Николаем и Стоньей в это время ели вкусную пасту и говорили о родительской любви, что хранит и напитывает, и о том, что счастье в мелочах. В том, чтобы сидеть вот так под звездами в хорошей компании и чем-то важным делиться. Или в том, чтобы целовать ребенка перед сном. Или в том, чтобы с утра увидеть солнце, лучами пробивающее виноградные листья. Этот вечер, который никогда бы не случился, будь у нас в паспортах шенген, стал одним из самых теплых балканских воспоминаний.

Главный вывод: ответственность за ваши перемещения, а именно визовые режимы, правила въезда и выезда в разные страны, сроки нахождения, необходимость регистрации (как в Черногории, например), обязательное наличие разрешения на выезд ребенка от второго родителя или сроки окончания паспорта, влияющие на возможность посетить страну, лежит целиком и полностью на вас. И важно изучить (и держать в голове) все нюансы до поездки. Чтобы не подставлять других людей — и самих себя.

Обсудить на сайте