Лучшее за неделю
Настя Дмитриева
31 июля 2018 г., 16:15

Учиться или путешествовать?

Читать на сайте
Фото: Настя Дмитриева

Предыдущие части читайте здесь.

Мы же все слышали, что путешествия развивают? Вроде как достаточно с некоторой регулярностью перемещаться из точки «а» в точки «б», «в» и «г», и кругозор, познания и горизонты восприятия будут расширяться сами собой. Особенно, говорят, это полезно для детей.

Накопив определенный опыт странствий вдвоем с ребенком, могу сказать, что утверждение верно лишь отчасти. Путешествовать можно, постоянно набирая солидный культурный багаж либо ограничиваясь скромной «ручной кладью», зависит от вас.

Как и чем кормить ум и душу ребенка в поездках? Что в странствиях заменит регулярные занятия в хорошем садике, кружках и секциях?

Сашка за свою жизнь ходила в сад считаные недели, в перерывах между поездками, один раз была в языковом лагере и эпизодически на разных занятиях — от капоэйры и танцев до английского и рисования. Когда мы приезжаем домой на несколько недель, Санек много занимается шахматами с прабабушкой. Планшета у дочки нет. Мультик Сашка смотрит один раз, в субботу. Как правило, полнометражный. Книги в неограниченном количестве: листать, смотреть, читать самой потихоньку и слушать мамино чтение вслух. Библиотеку я Сашке пополняю регулярно, с большим удовольствием собирая ее.

Это наш стартовый набор в увлекательной игре «Развитие ребенка». И я им, честно скажу, довольна. Что сюда можно добавить? Поделюсь нашим опытом «школы путешествий».

Фото: Настя Дмитриева

Окружающий мир

Эти две вещи работают в любой стране и любом городе, в любой сезон и в любое время суток. Блокнот и карандашик. Лучше, если ребенок сам выберет и то, и другое и сам же будет их в своем рюкзачке носить. Что делать? Записывать все вопросы, возникающие по пути. Дети — маленькие заводики, производящие в огромных количествах «почему?», «зачем?», «кто?», «как?», «когда?». Дети рождаются любознательными и с огромным интересом к миру. Единственная задача взрослых — этот интерес поддерживать, подкидывать дровишек. Я уверена, что даже если бы мы просто отвечали на все дитячьи вопросы, подробно и с толком, то половину школьной программы можно было бы убрать: они бы сами все изучили.

У нас с Сашкой есть золотое правило: записывать все вопросы, возникающие у нее в дороге, на прогулке, в течение дня. Зачем? Потому что на бо́льшую часть из них я сама ответить не могу, но вечером, когда будет свободное время, мы обязательно вместе доберемся до интернета и найдем ответы.

Идем по Струге, маленькому приграничному городку в Македонии. Нам надо выйти на большую дорогу, чтобы автостопом добраться до соседнего Охрида, где забронирован хостел. Но время есть, и мы решили пройтись немного по центру города и поглазеть по сторонам. Сашка бомбардирует меня вопросами.

— Мам, а почему на мечетях всегда есть полумесяц? Кому именно помогала Мария Тереза? Почему перед грозой всегда душно? Как выглядит морской огурец? Почему зубы во рту разные по форме? Что может быть топливом? Как рождаются звезды?

Подхожу к выступу у старого дома. Он вполне может служить столом.

— Санек, доставай тетрадку, записывай, вечером все посмотрим.

Сашка ставит свой рюкзачок на землю, вынимает тетрадку, карандашик и пишет. «Мичет», «Мария Тэрэз», «Граза», «Марско агурец», «Зубы». Я терпеливо жду. Готово. Можем идти дальше. Про морской огурец мне, кстати, самой интересно.

Фото: Настя Дмитриева

География

Здесь, конечно, пригодятся карты. Большая бумажная дома на стене, если хочется, с булавками или флажками в тех местах, где вы уже побывали. И все виды электронных в телефоне и ноутбуке. В хостелах частенько встречаются еще и глобусы.

Я постоянно показываю Саньке, откуда и куда мы едем. Мы смотрим, большая ли страна или крошечная, какой формы, как далеко она от России. Сашка обязательно спрашивает, кто соседи. Не знаю, почему этот пункт ее так интересует. Называю соседей. Еще Саньке интересны флаги и символы, поэтому мы обычно смотрим и их тоже. Изучаем по карте, есть ли рядом моря, какие там текут реки, и есть ли горы. Остальное дарят пейзаж за окном и наши перемещения. Названия городов, столицы, реки и озера, каньоны и острова, встречаемые по пути, — все это я в обязательном порядке укладываю в Санину головку и слежу, чтобы там не было путаницы. У Сашки изумительная память, и если она запомнила Куру, Сантьяго-де-Компостела и что у Латвии красно-белый флаг, то уже не забудет. Позже я сама, наделенная совершенно дырявой памятью, у нее уточняю, как называлась та речушка в Армении или маленький городок на западном побережье Испании.

Когда мы знакомимся с кем-то из других стран, и Сашка успевает с человеком подружиться, я тоже всегда показываю, где он живет, откуда приехал. Вот Австралия, там живет Сашкина любимица Джес. Вот Канада, где родилась Ким, с которой Санек вчера весь день играла.

— Гляди, Санек, а это Мексика. Видишь, какая огромная? Там живет Мигуэль. Ну-ка давай найдем Акапулько, его родной город. Повтори-ка?

— Акапулько.

— Да, верно. Давай посмотрим, какой он путь проделал, чтобы в Турцию прилететь?

И мы крутим глобус, следуя за воображаемым самолетом.

Фото: Настя Дмитриева

Литература

В рюкзаке много бумажных книг не утащишь, это очевидно. Но и без книг мы никуда, это тоже очевидно. Книга перед сном — обязательно. Книга на завтрак — приятный бонус. Книга в дороге, в метро, в очереди, на привале — тоже вполне обычная история. Где их брать? Для детей постарше и подростков найти и скачать электронную книгу обычно не составляет труда. Для маленьких нужно поискать.

Могу посоветовать нетривиальный ход: списаться с двумя-тремя детскими издательствами и попросить включить вас в рассылку новостей. Как правило, в этих рассылках пиар-менеджеры рассказывают о новинках и прикрепляют PDF-файлы. Вам остается только залить их в телефон или планшет и наслаждаться лучшими детскими книжками с картинками.

Один момент про честность: не обязательно становиться книжным блогером, но если при этом вы в инстаграме или у себя в соцсетях напишете отзыв про книжки, любезно высланные издательством, баланс, на мой взгляд, между брать от мира и отдавать ему будет сохранен.

— Санька, что будем читать, «Лиса и Зайку» или «Мою любовь»?

— А можно сначала «Мою любовь», а потом «Лиса и Зайку»?

— Можно.

Фото: Настя Дмитриева

Математика

Санечек знает цифры до ста, складывать и вычитать умеет в пределах тридцати. Обычно в математику мы играем в кафе, пока ждем заказ. Играем обыкновенными зубочистками и салфетками. Они всегда под рукой. Старый, как мир, «магазин»:

— Здравствуйте. Продайте мне, пожалуйста, 5 бананов.

— Хорошо.

Детка отсчитывает пять палочек.

— Ой, простите, я передумал, давайте еще три добавим? А то я не наемся. Сколько все вместе получается?

— Восемь. Это вам будет стоить один миллион сто двадцать пять.

В прогулках по новым городам, когда Санек уже немного подустала от впечатлений и картинок, я иногда добавляю такие же задачки, только устно. «В гости к жирафу приплыли три кита, заглянула одна обезьяна, и прилетело пять колибри, потом, правда, одна колибри вспомнила, что забыла почистить перышки, и улетела обратно. Сколько гостей было у жирафа и где они все разместились?» Сашка обожает отгадывать такие задачки и придумывать их сама. В условия я люблю включать местный колорит, названия и места, чтобы впечатления не сваливались кучей в Сашкину головку, а более-менее укладывались там по полочкам в легкой игровой форме.

Когда Санек гостит у бабушки, добавляются еще кумоны. Я, как гуманитарий до кончиков волос, не способный доступно объяснять математику, очень благодарна создателям этих тетрадей: с ними дочка разбирается в том, что мне самой сложно ей дать. В интернете есть файлы кумонов, которые можно распечатывать по несколько страничек и заниматься потихоньку. Уж принтер найдется практически везде на земном шаре.

Фото: Настя Дмитриева

Культура

В крупных городах наш главный помощник, в первую очередь, детские театры. Мы обе — большие любители этого жанра искусства. И по приезде в большой город я обычно всегда выясняю, куда можно сходить. Киев, Рига, Баку, Мадрид, Тбилиси — везде, где есть возможность, мы стараемся купить билеты и попасть на спектакль. Радует, что Саня с одинаковым интересом смотрит как на русском языке (практически везде на постсоветском пространстве можно найти русскоязычные театры), так и на совершенно непонятном. Во втором случае мы просто можем додумывать и угадывать, что же там произошло.

Бывает, что в интернете есть не вся информация о театрах и студиях города. Для верности лучше поспрашивать у местных (продавцы в детских магазинах, официанты в кафе, мамы на площадке). Так, например, девушка, у которой мы останавливались в Калининграде, посоветовала театральную студию «Третий этаж». Я почитала афишу, и на следующий вечер Сашка познакомилась с Полианной благодаря одноименному спектаклю.

Второй важный ресурс, конечно, музеи. Хороши любые: от скромного краеведческого в Боржоми, где мы не только про зверей и птиц этого региона узнали, но и немного про царскую семью поговорили, до необъятного национального Прадо с такой же, как и Сашка, нежной и прекрасной Инфантой.

С музеями я не сразу, но все-таки пришла к пониманию: если вы идете с ребенком, идите за ним. Не тащите его по своим любимым залам, стараясь успеть впихнуть как можно больше. Дайте возможность самому осмотреться, выбрать, что ему интересно, и изучить на собственной скорости. Здесь, кстати, вас может ждать море удивления!

На выставке Михая Мункачи, например, сильнее всего Сашку заинтересовали не уютные и понятные ребенку «Две семьи в салоне», а огромное полотно «Христос перед Пилатом», к которому она возвращалась снова и снова.

— Мам, давай еще раз посмотрим! Как сложно, наверное, было писать эту картину! Тут же все с разным настроением. И Пилат, кажется, совсем не слушает, что говорит Христос. А Христос не обращает внимания, с достоинством стоит.

На мой вкус, с музеями главное: а) без фанатизма, чтобы не превращать это в обязательную культурную повинность, б) с упомянутым выше блокнотиком, чтобы записать и вопросы ребенка, и его реакции, такие живые и непосредственные.

Фото: Настя Дмитриева

Труд

Тут уж нам весь мир в помощь. Камешки на пляжах, из которых можно складывать картины, палочки и шишки в лесу, превращающиеся в человечков и монстров. Песок как универсальный холст: хочешь — пиши, хочешь — рисуй.

Три обязательных спутника во всех путешествиях: пластилин в маленькой коробке, лего в пакетике и цветные карандаши в пенале. Все предметы легкие, места занимают мало, живут в Сашкином рюкзаке. Зато увлекать могут бесконечно. Три универсальных инструмента, которые помогают отыгрывать, отстаивать все новые впечатления, потоком льющиеся на ребенка.

Карандашами Санька любит зарисовывать увиденные закаты и пейзажи, делать открытки, чтобы выслать друзьям по всему свету, писать мне записочки и подкладывать в неожиданные места.

Пластилин — это ожившие Сашкины сказки о драконах, мюклах и кошачьих принцессах. Это сразу и домашний спектакль, и сторителлинг, и мелкая моторика, и час-два тишины, во время которых мама может поработать.

Иногда я тихонько подсматриваю, что там Сашка лепит, и раз за разом убеждаюсь, что игра для ребенка — важнейший способ переварить все, что приходит из мира. Переварить, заметить свои собственные ощущения от всего происходящего, выстроить с новыми впечатлениями отношения.  

Лего — мощный витамин для логики, структурирования, поиска решений. Самолет превращается в робота, робот в пса, пес в мечеть, мечеть в пустыню, пустыня в пиццерию с подгоревшей пиццей, а из пиццы вдруг складываются слова «А ранчо». В такие моменты я слышу от дочки одну фразу:

— Мама, включи мне камеру! Я буду снимать фильм о ранчо, титры уже сделала!

Обсудить на сайте