Богдан Зварич: Курс 100 рублей за доллар маловероятен
Если мы говорим о фундаментальных факторах, в частности, о динамике цен на нефть, то она не способствует такому снижению рубля, которое мы наблюдаем в последние дни. У нас есть валютные покупки Центробанка в пользу Минфина. Они сдерживают укрепление рубля, нивелируя рост предложения валюты на рынке. Нефть достаточно уверенно стоит выше 70 долларов за баррель, что должно было бы поддержать нашу валюту, но разговоры о санкциях стали триггером, который привел к ее ослаблению.
Покупать доллар уже поздно. По моим прогнозам, будет небольшой откат американской валюты, вызванный малым количеством новостей, способных либо поддержать доллар, либо его ослабить. Вдобавок спекулянты начнут закрывать прибыль по длинным позициям в долларе. На фоне этой фиксации можно ожидать коррекционного снижения доллара до 64–65 рублей. Тогда будет хорошая возможность его купить.
До отметки в 70 рублей за доллар осталось совсем немного. И достижение планки вполне реально. После того как доллар и евро немного скорректируются, может начаться очередная волна роста американской валюты. Говорить о долгосрочности тренда ослабления рубля тоже весьма трудно. Основной фундаментальный фактор, такой как цена на нефть, играет в пользу рубля. Главный негатив для нас сейчас — санкции. Если не будет принят тот пакет ограничительных мер, который включает санкции против госбанков и запрет на работу с российским госдолгом, то рубль может достаточно неплохо укрепиться. Но санкции еще не приняты, они только направлены в Сенат США на рассмотрение. И соответственно, если они не вступят в силу, то этот риск исчезнет.
Если раньше основным определяющим фактором, влияющим на курс рубля, была динамика цен на нефть, то сейчас появляются новые факторы, например, упомянутые санкции. Понятно, что в целом будет происходить ужесточение санкционной политики. Вопрос насколько? В зависимости от этого рубль и валютный рынок будут реагировать тем или иным образом. Один из шагов, который может предпринять в такой ситуации ЦБ, — снижение объемов покупки валюты на открытом рынке во исполнение бюджетного правила. Тем самым у нас уменьшится спрос на валютном рынке, и это может поддержать рубль. На какой срок — будет решать регулятор, потому что в определенный момент все равно ему придется успокаивать рынок.
Другой шаг — насыщение рынка валютой через операции РЕПО (договор продажи с обязательством обратной покупки. — Прим. ред.). Получив валюту, банки смогут конвертировать ее в рубли и, например, отправить в ОФЗ (облигации федерального займа. — Прим. ред.). Цены на облигации упали, соответственно, их доходность выросла, они стали более интересны. Эти два механизма могут успокоить волатильный рынок и сдержать ослабление национальной валюты.
Курс сто рублей за доллар маловероятен. Думаю, что к концу года доллар не уйдет от текущей позиции и останется на уровне 65–70 рублей. Если же санкции будут приняты, то можно будет говорить о курсе в 70–75 рублей. Это станет существенным ударом по рублю, и тогда ЦБ начнет помогать рынку.
Однако при всем при том стоит помнить, что у нас достаточно низкий уровень долга и очень хороший объем золотовалютных резервов, поэтому с рублем не случится того, что сейчас происходит с турецкой лирой. У нас более устойчивая экономическая ситуация.
Записала Анастасия Степанова