Лучшее за неделю
Катерина Мурашова
1 октября 2018 г., 08:49

Осенние игры: чем занять ребенка в плохую погоду

Читать на сайте
Иллюстрация: East News

Я по складу ума и образованию — естествоиспытатель, поэтому, когда заинтересовалась вопросом детского досуга, напрямую спросила проходящих и пробегающих мимо меня родителей и бабушек с дедушками:

— Зачем играть с детьми?

Самый парадоксальный ответ (его в основном давали молодые отцы) звучал так:

— Ну надо же с ними что-то делать…

Самый страшный ответ дали две зрелые мамы, на вид бизнес-леди:

— Да, вот вы очень правильно вопрос сформулировали. Действительно, играть — сейчас это уже устарело. Детей надо развивать, давать им навыки и создавать компетенции.

Обычный родительский ответ по сути приближается к первому (смягченный вариант, чаще — у молодых родителей):

— Чтобы время вместе провести.

Бабушки и дедушки, а также не очень молодые родители выглядели высокофункциональными:

— Играть надо, чтобы готовить детей ко взрослой жизни.

Это по сути классическое определение игры. Причем верное как для человека, так и для животных. Детские игры носят обучающий характер и готовят детеныша к реалиям его взрослой жизни.

В прошлом тут все понятно. Девочки играют в дочки-матери — готовятся к будущей семейной жизни. Крестьянский малыш «косит» палкой траву, пасет овечек из клоков сена и защищает их от волка-полешка — тоже проигрываются сценки из его будущей жизни.

А сейчас? За этот родительский ответ я, естественно, цеплялась и спрашивала дальше: а во что конкретно вы играете и к каким реалиям взрослой жизни оно, по-вашему, готовит вашего ребенка?

На этот вопрос дали внятный ответ три человека из более чем сотни мною опрошенных.

Две женщины сказали:

— Мы играем с ребенком в детский сад, готовим его. С осени он туда пойдет.

Согласитесь, хотя по формальному признаку тут все верно, трудно назвать «взрослой жизнью» посещение детского сада.

И еще один мужчина сказал серьезно и тяжело:

— У меня сын. В войну, разумеется. Кто его знает, как жизнь повернется.

Расспрашивать его дальше я не стала.

Ролевая игра — основной и по сути единственный способ развития общего интеллекта ребенка-дошкольника

Остальные авторы ответа «игры готовят к жизни» с объяснениями затруднились. По всей видимости, сентенции типа «я играю с ребенком в магазин и это готовит его к посещению магазина» им самим показались как-то не очень.

И вот что еще: не было ни одного ответа «А мне это самому интересно».

Зачем же родителям играть с детьми? Нужно ли это вообще? И к чему их это готовит в современных реалиях?

Ролевая игра — основной и по сути единственный (поклонникам «навыков и компетенций» читать особо внимательно!) способ развития общего интеллекта ребенка-дошкольника.

Отдельные функции типа кратковременной памяти или пространственного мышления можно развивать отдельными упражнениями, а общий интеллект — только так.

Тогда же развивается креативность — умение находить нестандартные решения на стандартные задачи. А что у нас будет кроватками в «больнице»? Сейчас у прямоугольных бумажечек (магазинных чеков) «спинки» согнем, и будут хорошенькие кроватки. А что у нас будет градусниками, чтобы больным температуру мерить? А сейчас на спичках рисочки фломастером нарисуем (развитие тонкой моторики), и будут у нас градусники. Внимание: если у ребенка для игры «в больницу» уже есть закупленный вами набор «юный доктор» или готовый пластмассовый домик с пластмассовыми кроватками, с этим аспектом развития прощаемся — нет его там.

Хотите высокий общий интеллект и креативность у своего ребенка? А кто ж их не хочет.

Причем развитие идет «на вырост», то есть предлагаемая ролевая игра то и дело должна становиться чуть сложнее и многокомпонентнее, чем ребенок может организовать и провести сам, из своих ресурсов. Традиционно эти игры предлагали и проводили старшие дети, так как группы детей были разновозрастными. Сейчас родителям (бабушкам, дедушкам) часто приходится эту функцию брать на себя.

А все-таки как насчет «подготовки ко взрослой жизни»?

Она на самом деле есть, или хотя бы должна быть, только акцент — на несколько неожиданном для традиционной ролевой игры аспекте.

Этот аспект — чувства и взаимоотношения героев ролевой игры. В «детском саду» есть капризный (или агрессивный) медвежонок, который постоянно дерется или испытывает терпение воспитательницы. В больнице есть пациент-заяц, который панически боится уколов, и ребенку-медсестре надо как-то его уговорить и успокоить. В «магазин» иногда заходит волк-покупатель, которому «все не так», но ребенок-продавец вынужден пытаться быть с ним вежливым…

Зачем это? А потому что именно этот аспект является «дефицитом эпохи». Современные дети очень много знают, многое видели и многое умеют (здесь они существенно превосходят своих сверстников из прошлых эпох). А вот внимательно выслушать другого, принимать разные модели поведения, опознавать, «читать» свои и чужие чувства и перестраивать свое поведение в соответствии с прочитанным — дефицитные на сегодняшний день детские умения.

И именно их и можно развить и «отработать» в грамотно построенной родителями ролевой игре.

А почему я пишу об этом именно сейчас? А потому что сейчас осень.

И вокруг много всего не пластмассового, а живого, такого, что очень существенно пригодится вам в креативных и авторских играх с вашими маленькими детьми в течение всего начавшегося «учебного» года.

Вот под дубами лежат крутобокие желуди в шляпках и без. Их надо собрать побольше. В играх они могут быть

  • больными в больнице
  • пассажирами в транспорте
  • детьми в детском саду
  • учениками в школе
  • товаром в магазине
  • едой в игрушечной столовой

И еще два-три десятка различных применений.

Под пожелтевшими каштанами — блестящие каштанчики в разбитой колючей скорлупке. Они могут стать:

  • учительницей в желудевой школе
  • врачом в желудевой больнице
  • шофером или вагоновожатым
  • котлетами при приготовлении игрушечного обеда
  • пассажирами в шлюпках-мыльницах при игрушечном кораблекрушении

Опять же — далее все ограничено только вашим собственным креативом. А как приятно держать их в руках или перебирать сухо потрескивающие каштанчики в кармане!

Сухие листья.

Их можно засушить просто так, и они будут пахучим и потрескивающим миром, в котором будут жить и преодолевать трудности герои ваших зимних ролевых игр. Их можно прогладить утюгом или засушить в книгах. Потом они будут домиками, роскошными коврами, лифтами, эскалаторами, машинами из будущего, да и мало ли еще чем.

Шиповник.

Из него получаются чудесные колечки на маленькие пальчики.

Рябина.

Бусы и еда в «столовке» и прочее.

Палочки, веточки, сучки и щепочки.

Нужны всегда и для всего, даже и перечислять не хочется. Дети это очень понимают и почти всегда хотят принести домой с прогулки ветку или палку. Не препятствуйте им, наоборот, поощряйте «веточную» полифункциональность: а сейчас она у тебя — что?

Не забыть:

  • Все эти сборы — общее проведенное с ребенком время и общее дело. Мы целенаправленно идем и собираем все это не просто так, мы потом будем это использовать в нашем общем творчестве и интересе.
  • Все это разнообразно и тонко пахнет, и его изумительно трогать, перебирать, шуршать, ломать — дефицитные сенсорные модальности в нашем пластиково-кнопочном мире, которые тем не менее критически важны для полноценного развития маленького ребенка.
  • Вы вспомните себя ребенком — как находили в траве большой и красивый желудь и радовались ему. Возвращенное переживание обогатит вашу сегодняшнюю жизнь.
  • И в конце концов, все это просто красиво.

Осень, дамы и господа, осень. Не упустите.

Обсудить на сайте