Мемы новой России: картинки с выставки
2018 год стал годом мемов, считает Марианна Максимовская, президент группы компаний «Михайлов и партнеры», придумавшая и организовавшая эту выставку. Мемы заполонили интернет, «веселые картинки» все пересылают друг другу в мессенджерах, постят в соцсетях. В мемы превращаются любые публичные действия политиков, но это, впрочем, было и раньше. Художник Роман Мокров в своей инсталляции «Танцуют все!» собрал на одном ковре главные политические танцы: «Калинку» в исполнении Марии Захаровой, африканский танец Терезы Мэй и зажигательную пляску Бориса Ельцина в далеком 1996-м на встрече с избирателями между двумя турами президентских выборов.
«Новичок», безусловно, главный мем 2018 года. Это слово обогатило все языки мира, как в свое время «тройка», «водка» или «спутник». Говорят, что когда на последнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге продавали отечественный сыр «Новичок», к нему выстроилась огромная очередь из высших чиновников. Мем начинает превращаться в бренд: сейчас флакон одеколона под этим названием — не более чем инсталляция, но, возможно, спустя год-другой мы увидим его на прилавках самых модных бутиков мира.
А это — главный мем чемпионата мира по футболу в Москве. Фото троицы в кокошниках, жующей хот-доги, моментально облетело все социальные сети и было увековечено в многочисленных граффити и демотиваторах. Перформанс профессиональных политтехнологов Гнатюков показал, насколько важны сегодня мемы для влияния на общественное сознание — не случайно во всех крупных PR-структурах создаются специальные подразделения по выдумыванию мемов и их распространению в интернете.
Мем «новый русский» появился четверть века назад, но за время своего существования его наполнение существенно изменилось. Лусинэ Сапонджян пытается проследить эту трансформацию — от бандитских разборок и малиновых пиджаков до респектабельных бизнесменов в Сити, думающих уже не о том, как уцелеть на очередной «стрелке», а об IPO с ICO.
И конечно, как обойтись без одного из символов массового потребления — сериалов, заменяющих современным людям и литературу, и театр, и даже киноблокбастеры. Этюд Сергея Калинина с изображением Дейнерис из «Игры престолов» напоминает о меме «Зима близко», прочно вошедшем в обиход наших политиков, которые любят повторять его, когда идет речь о предстоящих трудностях.
Собирательный образ художника стрит-арта Артема Лоскутова посвящен санкциям и антисанкциям, благодаря которым 4 года назад наш лексикон обогатился мемом «Запрещенка».
Мем «ватник» появился в 2011 году, в самом начале конфронтации России с Западом и всплеска консервативного патриотизма. Либералы презрительно называют «ватниками» хранителей «скреп», те, в свою очередь, говорят так о себе с нескрываемой гордостью. Василий Слонов увековечил этот мем в своем объекте «Венера Ватная».
Таймлайн выставки «МЕМуары» выстроен в ретроспективе: от современных событий к зарождению языка новой России начала 90-х. Вот два главных мема рубежа тысячелетия: слова Ельцина об отставке и главный вопрос участников «Давоса-2000». Кажется, сегодня они уже получили на него исчерпывающий ответ.
Главный мем-1996: коробка из-под ксерокса. Поколение миллениалов вряд ли догадывается, что в ней, как в кощеевом яйце, было тогда будущее всей России. Полмиллиона долларов на победу Ельцина над Зюгановым во втором туре выборов, отставка всесильного охранителя устоев Коржакова и триумф либералов с Чубайсом во главе — вот главное содержание этого мема.
Знакомьтесь: человек-мем. Почти каждая фраза, слетавшая с уст премьера Виктора Черномырдина, становилась крылатой в доинтернетную эпоху начала — середины 90-х. «Хотели как лучше — получилось как всегда», «Всем давать — давалка сломается», «Здесь вам не тут», «Клинтона целый год долбали за Монику», «И те, кто выживет, сами потом будут смеяться» — афоризмы Виктора Степановича даже издали отдельной книгой.
Завершает выставку «МЕМуары» экспонат-символ новой жизни в новой России. Плакат Андрея Логвина сконцентрировал в себе мечты граждан нашей страны о роскошной жизни после полуголодных лет в СССР в последние годы его существования. Впрочем, этот мем для многих остается актуальным и поныне.