Прошлое как настоящее
«“Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу”. Так сказал Александр Блок и через два года возглавил Директорию Большого драматического театра. Это было сто лет назад. Блок определил театр как точку силы, точку преобразующей энергии, точку сопротивления вульгарности. Точку опоры для рычага революции. Спрашивал: “Может ли театр существовать без компромисса?” Отвечал: “Должен существовать без компромисса!” Без этого театр не театр, а торговая лавка, департамент, ресторан, место развлечения. Всё что угодно, только не театр. Так родился БДТ.
БДТ жил вместе со страной, городом, неотъемлемой частью и принадлежностью которого был и является. Исчезали люди — Константин Тверской, Алексей Дикий, — и вместе с ними исчезал БДТ, на время, чтобы снова вернуться и восстать против пошлости и бездарности в своем бескомпромиссном величии — эпоха Георгия Товстоногова».
Этот текст был написан для буклета фестиваля «Золотая маска», и мне показалось важным повторить его для журнала «Сноб» о БДТ. Важным, потому что в нем, как мне кажется, удалось сформулировать главное, что лежит в основе столетней истории нашего театра. При всем различии и кажущейся непохожести страниц этой исторической пьесы под названием «Большой драматический театр» их объединяет одна цель и одна сверхзадача — противостояние буржуазной культуре, культуре потребления искусства как товара. Театр, рожденный революцией, не театр для элит. Это театр, призванный говорить с улицей (современностью) на одном языке.
«Сноб» о БДТ — это попытка собрать камни, попытка посмотреть на прошлое как на настоящее. Попытка обнаружить то, что объединяет нас и всех наших великих предшественников, которые строили этот театр, которые жили в театре и умирали в нем ради великой идеи бескомпромиссности.
«Сноб» о БДТ — это разговор о предназначении и ответственности — ответственности театра перед обществом и общества перед театром, разговор о времени, о том, что было раньше, и о том, что будет потом с театром и с нами.
«Сноб» о БДТ — это попытка преодоления стереотипов.
«Сноб» о БДТ — это то, что мы успели сделать в отведенное нам время и количество страниц в журнале.
«Сноб» о БДТ — это испытание: испытание для всех, кто его делал, и для тех, кто его будет читать.
«Сноб» о БДТ — это Москва vs Петербург.
«Сноб» о БДТ — это виртуальные совещания, минуты, превратившиеся в часы, и часы, превратившиеся в недели телефонного времени, набеги на редакцию и три разбитых о стену айфона.
«Сноб» о БДТ — это команда «Сноба» + команда БДТ = эволюция отношений.
«Сноб» о БДТ — это почти как премьера спектакля.
«Сноб» о БДТ — это коллекционный номер.
«Сноб» о БДТ — это Сергей Николаевич, всегда элегантный, всегда с иголочки, всегда слегка утомленный, всегда главный редактор, плавно текущую речь которого невозможно прервать, не обидев оратора, вечно путающий Петрушанского с Лопушанским, называющий Гуровича Шнуровичем, Гусева — Уткиным, не смущаясь при этом ни разу. Но это легко прощаешь. Даже в минуты отчаяния и подступающего гнева он сдержан и галантен. Аристократические привычки берут свое. Москва :)Ɔ.