Объекты культурного наследия, пострадавшие в результате пожаров
Август 1992 года. Национальная университетская библиотека Боснии и Герцеговины
Во время осады Сараева здание библиотеки попало под сильный обстрел. Начался пожар, уничтоживший более миллиона томов в общем и более ста тысяч только редких книг и документов. Находясь под снайперским огнем, сотрудники библиотеки и некоторые горожане пытались спасти библиотечные фонды. Но книги исчезали даже после того, как пожар прекратился: часть уцелевших книг была похищена мародерами. В общей сложности было украдено около 700 рукописей и инкунабул. Реконструкция и восстановление библиотеки обошлись примерно в 13 миллионов евро и заняли 18 лет.
Ноябрь 1992 года. Виндзорский замок, Великобритания
Огонь, возникший в часовне Виндзорского замка, на протяжении 15 часов зал за залом уничтожал резиденцию британских монархов. Пострадала примерно одна шестая часть огромного здания, причем не только от огня. Пожар тушили водой, чем нанесли некогда роскошным интерьерам еще больший ущерб. Восстановительные работы длились пять лет, на них ушло 37 миллионов фунтов стерлингов.
Январь 1994 года. Большой театр Лисео в Барселоне, Испания
Впервые театру не повезло еще на открытии сезона 1893 года: в зале взорвались две бомбы, заложенные анархистом Сальвадором Сантьяго. Само здание уцелело, но во время взрыва погибло 20 человек. Спустя 100 лет, в 1994 году, от случайной искры загорелся занавес. Театр, изначально построенный на частные средства, восстанавливали на пожертвования жителей Барселоны и всемирно известных артистов, специально дававших для этого благотворительные концерты. Реконструкция обошлась в 57 миллионов долларов и заняла пять лет.
Январь 1996 года. Театр Ла Фениче, Италия
«Фениче» по-итальянски означает «феникс», что в случае венецианского театра оказалось символично: он не единожды восставал из пепла. Первый пожар случился здесь еще в 1836 году и продолжался трое суток. Тем не менее уже через год театр был восстановлен и вновь открылся для зрителей. Пожар 1996 года, уничтоживший здание во второй раз, возник по вине электриков. Они не успевали закончить работы в срок и попытались решить проблему радикальным способом, чтобы избежать штрафов. В итоге оба получили пожизненные тюремные сроки за поджог. На этот раз «Фениче» удалось восстать из пепла не так быстро: театр открыл свои двери в 2004 году. Реконструкция обошлась в 108 миллионов долларов.
Апрель 1997 года. Туринский собор, Италия
С XVII века в капелле Гварини, пристроенной к главному собору Турина, хранилась плащаница — погребальное полотно, которым, по преданию, было обернуто тело Христа после его смерти. Несмотря на то что официальная католическая церковь не признает статус реликвии за Туринской плащаницей, многие священнослужители и верующие убеждены в ее подлинности. В 1997 году здание капеллы на время реставрационных работ обнесли деревянными строительными лесами. Они вспыхнули от внезапно возникшей искры. Плащаницу из пожара спас пожарный, которому удалось разбить ударом молотка пуленепробиваемое витринное стекло, защищавшее реликвию. Сегодня реликвия хранится в восстановленном здании капеллы.
Август 2018 года. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Россия
С 1985 года в России сгорело 45 деревянных храмов. Последним в этом списке стала церковь Успения Пресвятой Богородицы в Карелии. Вместе со зданием шатровой церкви погибло и ее внутреннее убранство: иконостас и расписной свод с уникальной композицией. По версии МЧС, пожар произошел по вине кого-то из туристов, нарушивших правила пожарной безопасности. Деревянная церковь конца XVIII века сгорела дотла всего за три часа.
Сентябрь 2018 года. Национальный Музей Бразилии
Пожар, случившийся в сентябре 2018 года, уничтожил большую часть наследия музея — 20 миллионов экспонатов. Сгорел древнейший в Южной Америке человеческий скелет «Лузиа», возраст которого оценивался в 12 тысяч лет, фрески из Помпей, погребальные урны и другие памятники доколумбовой эпохи, фрагменты древнеегипетских рельефов, а также архив материалов о языках коренного населения Бразилии. Само здание музея — бывшая резиденция португальской королевской семьи — также представляло культурную ценность. Министр культуры Бразилии Сержиу Са Лейтан заявил о планах восстановить здание. Последние годы перед пожаром сотрудники музея жаловались на недостаток финансирования, музей нуждался в реставрации и не был должным образом застрахован от несчастных случаев.
Подготовили: Ксения Праведная, Татьяна Плющай