Контролируемое погружение. «Дом 19/07. Начало»
Иммерсивными спектаклями сейчас никого не удивишь. Вот уже три сезона идет шоу «Вернувшиеся» по пьесе Генрика Ибсена «Привидения», причем тоже в старинном особняке в центре Москвы. Вслед за «Вернувшимися» в Питере появились «Безликие» — как своего рода пролог к «Привидениям». Был и «Черный русский» Максима Диденко по пушкинскому «Дубровскому», и даже иммерсивная опера «Пиковая дама».
Но у сериала «Дом 19/07» есть несколько принципиальных отличий от всех других спектаклей такого формата. Во-первых, одна из целей этого проекта – открыть широкой публике недавно отреставрированное историческое здание. Актеры, таким образом, выполняют еще и роли экскурсоводов. У одноэтажного дома с мезонином в Денежном переулке, построенного в 1823 году и принадлежавшего поручику Александру Поливанову, нелегкая судьба. После революции 1917 года здание, являющееся классическим образцом деревянного ампира, было отдано под коммунальные квартиры, потом там располагалась библиотека, во время Второй мировой войны — Всесоюзная школа связистов, в 70-е годы там обосновался Всероссийский шахматный клуб. Особняк много раз горел, а пожар в начале 2000-х практически его уничтожил. Начались имущественные споры, но усилиями Фонда социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия в 2017 году дом Поливанова был, наконец, полностью отреставрирован. Тогда и было принято решение использовать его как театральную площадку.
Создатели спектакля (режиссер Артем Каграманян) используют интерьеры усадьбы для «погружения» зрителя в дворянскую жизнь. Обитатели дома одеты по моде прошлого века, здесь соблюдают особый этикет, девушки берут уроки игры на фортепьяно, пожилые дамы наставляют своих племянниц, любовные объяснения напыщенны и целомудренны, а азартные игроки проигрывают в карты целое состояние.
Время действия — 1907 год, но на самом деле оно весьма условно: все это могло происходить и во времена Достоевского или даже Пушкина. Оригинальный сценарий, написанный Борисом Комаровым, отталкивается от легенды о призраке Белой Дамы, обитающей в этом доме. Хозяин усадьбы, разозлившись на горничную, которая якобы украла его фамильную драгоценность, решил замуровать ее в стенах здания. Правда, по ходу действия выясняется, что произошло это не в Денежном переулке, а в далекой Владимирской губернии, но дух убиенной «витает» почему-то именно здесь.
На входе гостям раздают маски черного, красного и белого цветов и отправляют на спиритический сеанс, который и «переносит» их на сто с лишним лет назад. А дальше зрителей разбивают на три группы — по цвету их масок. Группы «ходят» по разным траекториям. Ведомые артистами, они посещают комнаты особняка и становятся свидетелями по сути трех разных историй. А страшная легенда о замурованной горничной, заявленная в аннотации, выступает лишь яркой приманкой, отправной точкой для развития совершенно других сюжетов, тем или иным образом с ней связанных.
«Дом 19/07» не в чистом виде иммерсивная постановка. Правильнее было бы назвать ее променад-спектаклем или бродилкой, когда зрителю не предоставляют полную свободу действий и перемещений, а «водят за руку» по заранее спланированному маршруту. Но главное отличие от привычных иммерсивных спектаклей заключается в способе существования артистов. Они играют в непосредственной близости от зрителя, но сами как будто находятся на сцене, а не «у себя дома». Гости же не чувствуют себя случайными «участниками» событий, подсматривающими за чужой жизнью, они четко осознают, что они в театре. В каждой комнате, куда они попадают, им предлагается занять место — либо сесть на свободный стул, либо постоять — в ожидании представления.
Я помню, как создатели иммерсивного шоу «Безликие» рассказывали мне, что при подготовке к спектаклю актеры в течение многих месяцев изучали технику viewpoint, тренировались находить выход из любой ситуации на площадке, где нет зрительного зала, кулис и где главным действующим лицом становится зритель. А вот в «Доме 19/07» есть регламент, четко прописанный сценарий и почти никакой импровизации. На спиритическом сеансе всем пришедшим дается указание: «Разговаривать и отвечать на вопросы можно только с разрешения артистов».
Это не значит, что в этом спектакле полностью отсутствует «эффект погружения». Зритель может вплотную приблизиться к актеру и даже дотронуться до него рукой, сами же «хозяева дома» часто обращаются к гостям с невинными вопросами, а в одной из сцен угощают их вином и закусками. И публика с радостью принимает такие правила игры и наслаждается мастерством артистов, прекрасно исполняющих свои роли. Чопорной, надменной и величавой Татьяной Федоровной Веленской де Бюшон (Ирина Чипиженко), наивной, скромной и искренней Анастасией (Анна Куркова), порывистым и горячим Митей (Артем Елисеев), изворотливым и хитрым Евгением (Сергей Сорокин). Спектакль предполагает несколько составов, поэтому эти же роли играют и другие актеры.
К тому же тут очень красиво поют и музицируют. От души пьют водку и делятся рецептами живительных напитков, очень натурально парятся в бане — так что даже аромат травяных настоев разливается по комнате, гадают на картах по всем правилам и виртуозно мухлюют за карточным столом. Зритель волей-неволей начинает верить в происходящее.
И даже не слишком изобретательный детективный сюжет о том, как бедный Митя пытается отомстить обидчику отца, обманом выигравшему у него все его состояние, после чего разоренный помещик кончает жизнь самоубийством, увлекает зрителя. А вкрапления любовных линий придают этой истории нужную долю романтики. Финал, впрочем, оставляет ощущение недосказанности. И возникает острое желание узнать, что будет дальше, какие истории увидели «маски» другого цвета и когда же анонсируют следующую серию.