История и геополитика. Что думает гражданин Грузии о выступлении Владимира Путина
Любовь к родине — естественное чувство любого нормального человека, воспитанного в традициях культурного наследия своего народа. Одним из аспектов этого наследия является историческая память народа, засвидетельствованная в письменных памятниках. Грузины, как христиане, веками воспитывались в системе евангельских нравственных ценностей.
В семье не без урода, и отдельные отклонения от этих норм всегда могут иметь место в любом народе. Хулиганская выходка ментального извращенца — позорный факт. Ответ президента России на эту выходку достоин большого политика. Но мы не можем согласиться с его оценкой исторических событий. Есть историческая память народа, и есть геополитические и стратегические интересы окружающих его стран. Они иногда могут совпадать друг с другом, иногда могут противостоять, и в этом случае происходит искажение исторических фактов с целью оправдания действий в интересах геополитики.
Начнем с Осетии и осетин. Господин Путин начинает историю взаимоотношений грузин и осетин с 1919–1920 годов. В действительности эта история начинается с IV–V веков. Вождь одного из осетинских племен Бакатар напал на внутреннюю область Грузии, когда царь Вахтанг Горгасали был малолетним, и похитил его сестру. Это период, когда значительная часть аланов, к племенному союзу которых принадлежали осетины, ушла с предводительствуемыми Аттилой гуннами на запад, в Европу. По прошествии нескольких лет царь Вахтанг повзрослел и, собрав войско, решил освободить сестру из плена. В бою он одолел Бакатара, вернул сестру и тем засвидетельствовал, что нападение на его страну не останется безнаказанным.
Прошли века. Нашествием монголов окончательно была разрушена государственность аланского царства, и осетины из предгорий Кавказа вынужденно мигрировали на северные склоны и центральную часть главного хребта.
Надо заметить, что коренное население Кавказа относится к иберо-кавказской этнической группе, а осетины представляют иранскую ветвь индоевропейской группы народностей. Поэтому у осетин были конфликты и с кабардинскими князьями, и с ингушами. В XIII веке осетины с главного хребта Кавказа стали мигрировать на южные склоны и, воспользовавшись ослаблением грузинской государственности вследствие монгольского нашествия, заняли центральную часть Картли с крепостью Гори и стали притеснять местное население. В ответ на насилие царь Грузии Георгий V в начале XIV века, согласовав свои действия с правителем Ильханской орды Чобан-Ноином, собрал войско и в течение нескольких лет вынудил осетин вернуться в горную область своего обитания. Нестроения в отношениях грузин и осетин продолжались и впоследствии, в XVI–XVII веках. Это был период тяжелых испытаний, население Грузии физически истреблялось: в результате набегов горцев людей уводили в плен и продавали в рабство, вследствие нашествия османов и персов гибли люди, часть переселялась в центральные области Грузии.
Опустевшие в южных областях Грузии земли некому было обрабатывать, и грузинские князья стали переселять осетин с южных склонов Кавказа
В это время стратегические интересы России и Грузии совпали, что нашло свое отражение в Георгиевском трактате (условия которого, кстати, в одностороннем порядке были нарушены Российской империей в 1801 году, и взамен протектората, который был обговорен в трактате, был упразднен царский престол тысячелетней династии Багратионов). Во второй половине XVIII века южные форпосты России расположились вдоль предгорий Кавказа: возле осетинского селения Дзау-Джикау возникла крепость Владикавказ, на границе с Чечней построили крепость Грозный, станицы кубанских и терских казаков получили ту же функцию. Россия готовилась к войне на Северном Кавказе, который находился под влиянием Османской империи.
Опустевшие в южных областях Грузии земли некому было обрабатывать, и грузинские князья стали переселять осетин с южных склонов Кавказа. Они расселились в основном по Триалетскому хребту малого Кавказа. Среди местного малочисленного населения участились грабежи, насилие и убийства. В начале 30-х годов XIX века была проведена военная операция по пресечению бандитизма. Из г. Цхинвали, где в то время осетины не проживали, военные соединения, в составе которых находились части, сформированные из грузин, направились в ущелья южного склона Кавказа. Эта операция подробно описана в соответствующем отчете, который был включен в состав книги генерала от кавалерии Василия Александровича Потто, под названием «Кавказская война в отдельных очерках, легендах и биографиях», изданной в Санкт-Петербурге в 1887–89 годах, в пяти томах. IX глава имеет название «Покорение южных осетин». В результате этой военной экспедиции грабежи и насилие сократились.
Теперь вернемся к факту, который приводит господин Путин. В 1917–18 годах начался распад Российской империи. Это была геополитическая катастрофа для государства и жестокое испытание для Православной церкви, в результате которой возродились древние и появились новые государства. На вновь образованную Грузинскую республику с юга напали, с одной стороны, дашнаки, а с другой — османы. В этот критический для республики момент осетины южного склона совершили набег на центральную часть Картли, которая так же значительна для грузин, как Косово для сербов. Это был удар ножом в спину. Последовал адекватный ответ. Народное ополчение под руководством В. Джугели усмирило агрессию сепаратистов.
Не думаю, что Россия или любое другое государство в этой ситуации поступило бы иначе и позволило бы сепаратистам убивать мирное население. Почему президент Путин односторонне освещает эти события? Он недостаточно информирован? Или это политическая конъюнктура?
После смерти Сталина среди осетинского населения г. Цхинвали стали проявляться сепаратистские шовинистические настроения
Сепаратистские настроения среди осетинского населения Триалетского хребта усилились с началом Великой Отечественной войны. В это время по приказу Сталина в республики Средней Азии и за Урал были выселены немцы Поволжья, Дона и других мест их компактного проживания, в том числе из Грузии. По окончании войны были выселены также крымские татары, балкарцы, ингуши, чеченцы, мусульманское население Ахалцихского и Адигенского районов Грузии и в том числе часть осетинского населения Триалетского хребта. Такова была политика центральной власти, и нелепо валить вину на грузин в их отношениях с осетинами.
После смерти Сталина среди осетинского населения г. Цхинвали стали проявляться сепаратистские шовинистические настроения. Осетины в Цхинвали имели театр, областную газету на осетинском языке, в школе преподавался осетинский язык, а регион их расселения административно был выделен как Юго-Осетинская автономная область, где на руководящих постах были осетины. Несмотря на это, в период критики культа личности Сталина среди осетинского населения стали расти антигрузинские настроения. Грузины стали покидать Цхинвали. И если в начале XX века в Цхинвали проживало 1–2 семьи осетин, то к концу 70-х годов осетины в городе составляли более 60% населения. Грузинам в магазине отказывали в покупке хлеба и говорили: «Идите в свою Грузию, там для вас хлеб».
Борьба против терроризма является необходимой частью современной мировой политики. С этой точки зрения мы с уважением относимся к антитеррористической миссии российских ВКС в Сирии, но в Грузии имеем обратную картину: осетинский агрессивный сепаратизм был поддержан Россией. По-видимому, геополитические интересы и стратегические планы России и Грузии на этот момент не совпадали. В этом надо искать причину эскалации конфликта, а не в игнорировании грузинами истории. Историческая память нам не изменяет. Мы знаем, что антигрузинские настроения и агрессивный сепаратизм не касается всех осетин. Много было смешанных браков между грузинами и осетинами. В XII веке среди осетин (тогда они населяли только северный склон Кавказа) рос и воспитывался член боковой линии грузинского царского рода Багратионов Давид-Сослан, который стал мужем царицы Тамары. Существует множество других примеров добрососедских отношений между грузинами и осетинами. Однако необходимо отметить закономерность: активность осетинского сепаратизма совпадает с ослаблением государственности и экономической жизни Грузии. Трехвековые геополитические стратегические интересы России на Ближнем Востоке предполагали сотрудничество с Грузией. В войне с Шамилем вместе с русскими войсками участвовали воинские подразделения грузин. Так же было при освобождении г. Еревана от персов. Тогда кавалергардскому полку было присвоено звание «Эриванского». Думаем, что уже настает время, когда политическая элита России, в перспективе реализации своих геополитических интересов на Ближнем Востоке, переоценит свои отношения с Грузией.
Фрагменты т. н. абхазской оборонительной стены свидетельствуют о том, что нападения на их территорию совершались горцами с севера. На границе с западной Грузией таких оборонительных систем нет
Поговорим об Абхазии. Отношения грузин с абхазцами исторически имеют совершенно иной характер, чем с осетинами. Абхазцы, как и грузины, относятся к иберо-кавказской этнической языковой группе, но к разным подгруппам и представляют коренное население Закавказья. Наиболее представительными племенами среди них являются абазги, апсилы, саниги и др. Абхазцы приняли христианство в IV веке, как и Грузия. Абхазия часто ассоциировалось с понятием Западной Грузии — Эгриси, Колхиды, Лазики, и был период, когда древнейший город Грузии Кутаиси в VIII–IX веках являлся столицей Абхазии.
В первой половине X века при содействии абхазского царя Георгия II святое крещение приняли аланы. Со второй половины X века был образован Католикосат Западной Грузии, который упразднил юрисдикцию Константинопольского патриархата на указанной территории и органически был связан с Католикосатом Восточной Грузии.
Владетельными князьями Абхазии с XVI века были Шервашидзе-Чачба. В Абхазии известны были и другие княжеские роды: Маршания, Анчабадзе (Ачба), Эмухвари и др. Фрагменты т. н. абхазской оборонительной стены свидетельствуют о том, что нападения на их территорию совершались горцами с севера. На границе с западной Грузией таких оборонительных систем нет, что свидетельствует о мирных, культурных и экономических связях с Грузией.
В IX–X веках, в период раздробленности Грузии, в ее разных регионах царствовали представители разных ветвей одной царской династии Багратионов. В какой-то момент, по промыслу Божьему, у них остался лишь один законный наследник, и все ветви царствующей династии, а следовательно, и регионы объединились под эгидой одного царя Баграта III, племянника последнего абхазского царя. По его поручению был составлен список всех предыдущих царей Абхазии. Это произошло в 985 году. Титулатура царя единой Грузии начиналась словами: «Царь абхазов, картвелов, ранов, кахов...»
На протяжении веков не зафиксировано значительное противостояние абхазов с остальной частью Грузии (если не считать характерное для периода феодальной раздробленности соперничество между владетелями отдельных регионов Шервашидзе с Дадиани и др.). Экспансия Османской империи в XV–XVI веках распространилась и на Абхазию, началось омусульманивание коренного населения, которое продолжалось до начала XIX века, пока российские войска в 1810 году не освободили Абхазию.
В начале 60-х годов XIX века при подготовке отмены крепостного права организованное с целью информирования крестьянства и сбора информации собрание вызвало протест населения. В результате столкновения был убит председатель собрания полковник Коньяр. Для подавления восстания прибыли войска из Поти, Кутаиси, Новороссийска. Операцией по подавлению мятежа, в котором участвовало до 20 тысяч абхазцев, руководил генерал-губернатор Кутаиси К. Святополк-Мирский. По его предложению повстанцы сложили оружие, активисты были наказаны. В 1864 году была упразднена административная власть князей Шервашидзе и последний владетельный князь Михаил был сослан в Воронеж, где вскоре умер. Абхазия административно была подчинена Кутаисской губернии.
За греками пришли римляне, потом Византия, основавшая Питиунтскую (современная Пицунда) епархию. Как назвать эти явления: оккупацией или диалогом цивилизаций?
В этой связи странно звучит заявление господина Путина о том, что после распада Российской империи вновь образовавшееся независимое государство — республика Грузия оккупировала Абхазию. Как можно оккупировать область, которая веками была связана с Грузией, и даже сама имперская администрация включала ее в состав Кутаисской губернии, тем подтвердив связь Абхазии с остальной Грузией?
Из истории края известно, что за несколько столетий до Рождества Христова в Колхиду, соседнюю с Абхазией, пришли греки-аргонавты с целью похитить золотое руно; возникли греческие колонии Фазис (современный Поти), Диоскурия (современный Сухуми). За греками пришли римляне, потом Византия, основавшая Питиунтскую (современная Пицунда) епархию. Как назвать эти явления: оккупацией или диалогом цивилизаций?
С X века Абхазия входит в состав единой Грузии вместе с церковной организацией, кафедра Питиунтского епископа из Питиунта (Пицунда) была перенесена в Гелати — монастырь близ Кутаиси. Это тоже оккупация или объединение соседних княжеств в единое царство, как было и в России при Иване IV Грозном, и в других странах, где после феодальной раздробленности происходила централизация власти? Покорение Ермаком, а позднее Хабаровым Сибири как квалифицировать? Это захват, оккупация или добровольное присоединение? Надо отдать должное, российская администрация включила местное население Сибири в социальную систему империи, признав их своими гражданами, чего не скажешь о судьбе индейцев в США, загнанных в резервации.
Как рассматривать турецкое засилье в Абхазии с XVI до XIX вв.? А как именовать включение Абхазии в состав Российской империи? Немудрено запутаться в исторических перипетиях. Так что нелепо винить Грузию в оккупации Абхазии.
После Русско-турецкой войны в 1877 году в Абхазии вновь вспыхнуло восстание крестьян-абхазцев, которое было жестоко подавлено русскими войсками, а население было признано «виновным в мятеже». С этого момента активизируется «мухаджирство» — вынужденное переселение абхазцев-мусульман в Турцию, Аджарию. Известен случай, когда овдовевший абхазец-мусульманин обратился с просьбой к тогдашнему Сухумскому епископу, ныне причисленному к лику святых, Александру Окропиридзе приютить его единственного малолетнего сына, которого он не решился взять с собой в Турцию, не зная, что его там ждет, и попросил быть ему отцом. Епископ принял этот знак высокого доверия. Тут же заметим, что до владыки Александра архипастырем в Абхазии был ныне также причисленный к лику святых епископ Гавриил Кикодзе. Два этих подвижника возвратили в лоно христианской Православной церкви несколько тысяч омусульманенных абхазцев.
С окончанием Гражданской войны в России большевики стали насильственно присоединять окраины бывшей империи, которые успели оформиться как самостоятельные республики
Опустевшие после выселения местных абхазцев-мухаджиров приморские районы были заселены родственными абхазцам языческими адыгскими племенами апсуа, которые проживали в горах и не имели исторических связей с остальной Грузией. С этого момента начинается отчуждение Абхазии от Грузии.
Узурпация большевиками центральной власти в России послужила сигналом распада империи на отдельные республики. С окончанием Гражданской войны в России большевики стали насильственно присоединять окраины бывшей империи, которые успели оформиться как самостоятельные республики. Господин президент России в своем выступлении обвинил сформировавшееся в 1918 году меньшевистское правительство Грузии в том, что оно оккупировало Абхазию и учинило там геноцид абхазского народа. Очередная политическая аберрация или, как часто принято называть, «политика двойных стандартов».
Об абсурдности обвинения в «оккупации» Абхазии молодой республикой Грузии мы уже коротко сказали выше. Теперь о «геноциде» абхазского населения, «учиненном» грузинами. Большевики по не раз опробованной ими тактике подпольной деструктивной подрывной деятельности, с целью свержения существующего правительства, стали готовить восстание в Абхазии, Аджарии, среди южных осетин и в других областях Грузии. В феврале 1918 года большевики в Батуми разработали план восстания. Собранием руководили: М. Орахелашвили, Е. Эшба, Н. Лакоба, Г. Атарбеков. В марте вооруженное восстание началось в Гаграх, вскоре повстанцы заняли Сухуми. Как и в России, большевики своими врагами объявили помещиков, дворянство, интеллигенцию, офицерство, священников, т. е. это было политическое движение, а не национальное. Центральным органом власти в области стал Ревком, во главе с Е. Эшба. В. Ленин был в курсе событий в Абхазии, но начавшаяся Гражданская война не давала возможности оказания помощи повстанцам. По инициативе меньшевистского правительства Грузии Закавказский сейм послал в Абхазию войска, к которым присоединились вооруженные отряды дворян, укрывшиеся в Кодорском ущелье. 17 мая 1918 года правительственные войска заняли Сухуми. Господин президент, как Вам, конечно, известно, большевики в России заключили унизительный Брестский мир с Германией, и немецкие войска заняли Украину, дошли до Ростова-на-Дону. Чем они там занимались — это тоже известно. Один корпус немецких войск вошел в Грузию. Их интересовала бакинская нефть. В Грузии они поддержали существующее официальное правительство и частично участвовали в военной экспедиции в Абхазии. К осени 1918 года восстание в Абхазии было полностью подавлено. В Германии произошла революция, и немецкие войска в срочном порядке вернулись на свою родину. То, что произошло в Абхазии, является фрагментом крупномасштабной гражданской классово-политической войны, разгоревшейся в России, и не надо это представлять как межнациональную ненависть грузин и абхазцев, не надо подливать масла в огонь, который разожгли большевики.
После смерти Сталина началась инспирация национальной розни не только среди абхазцев и южных осетин, но и на Украине, в Прибалтике. Зачем же представлять грузин в роли козлов отпущения?
Масштаб репрессий 20–30-х годов в СССР также хорошо известен в мире. В результате партийных чисток, по приказу Сталина или с его ведома, были расстреляны М. Орахелашвили, Е. Эшба, Н. Лакоба. Г. Атарбеков погиб в авиакатастрофе вместе с несколькими партработниками. Была расстреляна партийная верхушка не только в Абхазии, но и повсюду в СССР. Из архивов Н. Крупской известно, как она переживала, что Сталин расстрелял всю ленинскую гвардию. Это была жестокая борьба за власть, но кто ее затеял? Не те ли, кто в свое время финансировал Ленина и Троцкого с целью расчленения России?
После смерти Сталина началась инспирация национальной розни, агрессивного сепаратизма не только среди абхазцев и южных осетин, но и на Украине, в Прибалтике. Зачем же представлять грузин в роли козлов отпущения?
В середине 1992 года, когда в Абхазии обстановка накалилась, в Тбилиси к Патриарху приехала одна молодая абхазка и сказала ему, что если не предпринять меры, то прольется кровь. Тогда Святейший и Блаженнейший Илия II с миротворческой миссией поехал в Абхазию. Его там встретила группа крайне агрессивно настроенных молодых людей, и охране с трудом удалось уберечь Патриарха и усадить его в автомобиль, тогда они свою злобу выместили на машине, стали пинать ее ногами. Таким образом, миротворческая миссия Патриарха не удалась. Проблема гораздо глубже и масштабнее...
В свое время Сталину удалось создать биполярный мир вместо монополярного англосакского. Сейчас Россия старается создать многополярный мир. Мы не против этого. Большие державы рубят лес, и летят щепки Ирака, Ливии, Сербии, Грузии, Украины, Сирии и т. д. Рубка идет по-живому, но кто учитывает эту боль? Утверждается право сильного, но кому, как не русским, помнить слова святого благоверного князя Александра Невского: «Бог не в силе, а в правде». Искажение правды не принесет добрых плодов. Лучше искать пути справедливого мира. Я знаю, что русским свойственно чувство справедливости и желание исполнять законы справедливости. С этим чувством и нужно сотрудничать, хотя это нелегкий путь. Необходимо избавиться от двойных стандартов и не искать виновного. Пусть каждый осознает меру своей вины, и тогда диалог принесет
положительные плоды. Можно много и по-разному говорить об истории, но сейчас на самом деле нужно решать сегодняшние проблемы в сегодняшнем контексте и в перспективе будущего общения.
С миром, гражданин Грузии
Гурам Гамрекели
P. S. Я не указываю своего церковного сана, т. к. затронутые в письме вопросы мирские и их надо решать с миром.
Ответ на это письмо эксперта Российского совета по международным делам Сергея Маркедонова читайте здесь.