Лучшее за неделю
15 августа 2019 г., 21:40

Чайки, свалки или аэропорт? Эксперты — о роли этих факторов в авиакатастрофах

Читать на сайте

На борту самолета находились 233 человека, в том числе семь членов экипажа. Из-за жесткой посадки пострадали 76 человек. По сведениям Росавиации, инцидент произошел из-за столкновения самолета со стаей чаек, птицы попали в двигатель лайнера. Пользователи в соцсетях убеждены, что виноваты не только птицы, но и мусорные полигоны в районе аэропортов, где скапливаются чайки в поисках пропитания. 

Возможные причины:

Источник авиакомпании «Уральские авиалинии» предположил, что ответственность за инцидент лежит на службе аэропорта Жуковский, в обязанности которого входит разгон птиц. Вероятно, у пилотов не было шансов обойти стаю, так как в момент взлета тормозить самолет не может.

В то же время в аэропорту Жуковский заявили, что орнитологическая служба подотчетна управлению Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова, на территории которого находится гражданский аэропорт. Несмотря на то, что служба работает круглосуточно, Летно-исследовательский институт — режимный объект, и он не выкладывает в открытый доступ график работы.

Сейчас Росавиация готовится провести внеплановую проверку ЛИИ, о чем заявил руководитель ведомства Александр Нерадько.

Пользователи интернета связывают попадание птиц в двигатель самолета со свалками за территорией института и мусорным кризисом в Подмосковье. В Минэкологии это опровергают. Ближайший к аэропорту полигон «Сафоново» закрыли в 2012 году, поэтому кормовой базы для птиц там нет уже много лет.

Что говорят специалисты:

Кандидат биологических наук, научный сотрудник биофака Московского государственного университета Анвар Керимов обращает внимание, что аэропорты зачастую расположены «довольно далеко от города, среди сельхоз полей, куда слетается много птиц, среди которых и чайки, как в нынешней ситуации». Поэтому риск попадания птиц в двигатель самолета исключать нельзя.

Также специалист говорит, что обеспечить «абсолютную защиту от таких инцидентов достаточно сложно». «Есть шанс снизить их вероятность, но такие события будут происходить  всегда и везде во всем мире. Сегодняшние меры для распугивания птиц не имеют абсолютного характера. К некоторым вещам, например, когда облучают зоны у взлетной полосы, отпугивают криками хищников, птицы могут привыкнуть. Светящиеся и мерцающие объекты, искрящиеся на солнце шары — тоже имеют ограниченную эффективность действия. Надо менять способы отпугивания: этим сейчас занимаются специалисты, но абсолютного результата никогда не будет. Птицы — живые. Пытаться ими управлять — все равно что попытаться управлять людьми, а это пока ну и кого не получилось», — сказал Керимов. Он также перечислил наиболее эффективные способы отпугивания птиц: 

  • имитация криков хищников;

  • демонстрация хищника;

  • голографические шары;

  • охрана полей автопилотниками, которые разгоняют птиц;

  • стрельба из пушек.

Для продолжительного эффекта эти методы нужно постоянно комбинировать.

Жесткую посадку самолета также прокомментировалорнитолог, кандидат биологических наук, президент Союза охраны птиц России Виктор Зубакин.

По мнению ученого, птицы часто становятся причиной крушения или экстренной посадки самолета. В ситуации с посадкой в Жуковском виноваты сизые чайки,  попавшие в двигатель самолета во время миграции. Птицы могли отдыхать на взлетной полосе, но начали взлетать услышав самолет. Зубакин называет следующие способы снижения риска столкновения с птицами:

  • постройки аэропорта должны находиться вдали от свалок, где могут селиться птицы;

  • траву нужно подстригать, чтобы избежать появления мелких грызунов, привлекающих внимание птиц.

Подготовили: Юлиана Качанова, Дарья Сивова

Обсудить на сайте