Вы видели секс родителей. Как с этим жить?
Будучи психологом, я никогда не слышала, даже у себя в кабинете, чтобы кто-то говорил, как видел секс родителей, и мог описать свои переживания. Родители могут поделиться тем, что ребенок их «застукал», и ломать голову, как сгладить ситуацию и избавить ребенка от травмы. То есть знают, что это травма, а откуда знают, не говорят. Говорить об этом не то чтобы не принято, а просто невозможно. Совсем. Стыдно со всех сторон. Видел то, что видеть нельзя. Голое родительское тело и интимные проявления табуированы и не подлежат вытаскиванию на свет. Жгучий стыд вписан в наш культурный код намертво.
И начало ему положил Хам, вернее то, как Ветхий Завет повествует об этом эпизоде.
Однажды патриарх Ной выпил много вина, опьянел и уснул. Он лежал пьяным и голым в своем шатре, сын Ноя Хам увидел это. Посмеялся над отцом и рассказал братьям. Сим и Иафет вошли в шатер, отвернув лица, и прикрыли отца. Ной проклял сына Хама и своего внука Ханаана. Традиция идет дальше и утверждает, что Хам не только посмеялся над обнаженным отцом, но и кастрировал его.
Легенда отправляет нас напрямую к ныне живущим людям, переживающим травму и молчащим о ней. Чтобы разобраться с причиной непростых переживаний, нам в помощь гениальные открытия Зигмунда Фрейда. Да, всё тот же пресловутый комплекс Эдипа и не до конца разработанный им комплекс Электры.
Итак. Если случайным свидетелем оказался мальчик от 5 до 12 лет, какие чувства он мог испытать? Страшную ярость в адрес отца, что-то делающего с мамой. Мама принадлежит только мальчику, и отец не смеет с ней что-то делать. Эдипов комплекс у мальчиков — это конкуренция с отцом за обладание материнским вниманием и любовью. Чувство очень сильное, но не всегда распознаваемое взрослыми. Ярость, гнев, боль, стыд, целая гамма чувств, вызванных зрелищем, впечатываются в память. И еще — обрушение. Ведь родители в этом возрасте сродни богам: безупречны и велики. Отец превращается если не во врага, то уж точно в человека, которому нельзя доверять и которого стоит опасаться.
Первый яркий флешбэк возникает, как правило, в подростковом возрасте, когда ребенок взрослеет и разрывает тесную связь с родителями. В подростковой среде обсуждение сексуальных особенностей мальчиков и девочек в грубой и обесценивающей форме — обычная история. Не имея еще своего сексуального опыта, будучи не в состоянии разобраться, что к чему, слыша грязные шутки, анекдоты и истории, подросток обращается к своему единственному опыту соприкосновения с этой стороной жизни. И переживает свою тайную драму снова и снова в полном одиночестве.
Эти переживания могут усилить подростковый бунт, помогают игнорировать отцовские требования или вовсе их обесценивать.
И только годам к 35, когда происходит полная психологическая сепарация от родителей и человек становится взрослым, эта драма имеет шанс разрешиться и перерасти в безоговорочное принятие родителей такими, какие они есть. К тому же естественным образом заканчивается и конкуренция за мать. Отец немолод, практически «кастрирован» самой природой и временем. Всё! Конфликт разрешен, пережитая драма больше не тревожит.
С девочкой происходит почти то же самое, но зеркально. В ее внутреннем мире отец становится предателем, поскольку только она должна владеть отцом. Мать низвергается с Олимпа. Ярость и стыд захлестывают.
И у мальчика, и у девочки может возникнуть еще одно устойчивое чувство — желание защитить мать от агрессии отца. Звуковой фон происходящего на глазах ребенка сигнализирует ему о беде, а не о наслаждении.
Тому и другому придется пережить эту травму, пройти с ней через подростковый нигилизм и, в конечном счете, повзрослев и приняв все, что пережито, распрощаться с ней.
Тем же, кто пока только движется по этой дороге к финалу, я бы рекомендовала хоть раз в жизни побывать в настоящей крестьянской избе прошлых веков. Там вас ждет примирение. Когда экскурсовод расскажет о быте, о полатях, на которых вместе спала вся семья, и станет ясно, что новые дети делались на глазах уже родившихся.
Для того чтобы современным «застуканным» родителям было проще разговаривать со своими детьми, неплохо бы создать общеупотребимый словарь, используя который можно было бы спокойно и соответственно возрасту объяснять детям сложные и «стыдные» стороны взрослой жизни.