«Калейдоскоп судеб в одном французском кафе “Сайгон”». Екатерина Якимова о спектаклях фестиваля «Территория»
Ɔ. Начнем с главного: что из программы фестиваля нельзя пропустить в этом году?
У нас на редкость яркая драматическая программа. Открывает фестиваль трехчасовой мощный спектакль «Сайгон» французского режиссера Каролин Нгуен. Это история о жизни вьетнамских эмигрантов во Франции, хедлайнер ключевых мировых смотров, таких как Авиньонский фестиваль. Спектакль за два года успел объездить пол-Европы. Нгуен — молодой режиссер, что для нас очень важно: мы пристально следим за высказываниями именно молодых художников, приглашаем отнюдь не только мэтров и мастодонтов.
Ɔ. В чем секрет успеха спектакля «Сайгон»? Тема вьетнамских эмигрантов так волнует зрителей по всему миру?
Для Каролин Нгуен эта постановка во многом связана с ее собственной жизнью. Она — дочь таких эмигрантов. В спектакле задействованы непрофессиональные артисты, которые тоже делятся своими личными историями: как им было трудно адаптироваться в чужой стране, как сложно и непривычно возвращаться обратно на родину, когда, наконец, появилась такая возможность. Это такой калейдоскоп судеб, сошедшийся в одном французском кафе «Сайгон».
Ɔ. Помимо «Сайгона» что еще можете выделить?
Нельзя не сказать про «Медею» Саймона Стоуна. Имя этого режиссера сейчас гремит по всему миру, и Москва уже видела несколько его постановок. Но «Медея» — особенная вещь. Стоуну было всего 27 лет, когда он выпустил этот спектакль с уникальной труппой Иво Ван Хове (голландский театр Toneelgroep Amsterdam). До сих пор ведущие эксперты сходятся на том, что это лучший спектакль режиссера. Недавно в Зальцбурге Стоун поставил оперу «Медея» — очевидно, этот материал очень волнует его до сих пор.
Ɔ. Расскажите про «Пять легких пьес» Мило Рау. Это спектакль, в котором задействованы дети. При этом он затрагивает очень сложные темы, поскольку воспроизводит жизнь одного из самых ненавидимых в Бельгии преступников — маньяка Марка Дютру.
Мило Рау — один из топовых режиссеров современного театра, не следить за тем, что он делает, просто невозможно. Он возглавляет «Институт политического убийства» в Генте во Фландрии, что само по себе удивительная история: Бельгия пригласила швейцарского немца встать у руля команды, которая работает над сложными политическими спектаклями. Постановка «Пять легких пьес» тоже уже побывала на многих крупных театральных смотрах. Что касается содержания и темы, однозначно, этот спектакль рассчитан на взрослую аудиторию, хотя в нем и участвуют дети: именно взрослые должны взглянуть на себя со стороны глазами подростков.
Ɔ. Вы еще привозите спектакль Эймунтаса Някрошюса «Цинк» по двум книгам Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва».
Это одна из последних работ Някрошюса, для «Территории» было очень важно показать этот спектакль в Москве. Показ «Цинка» — еще и повод поговорить о творчестве одного из главных театральных деятелей рубежа веков. Мы готовим отдельную посвященную ему программу. Будем показывать видео спектаклей Някрошюса, специалисты прочтут лекции. Программа рассчитана на всех, пройдет 23–24 октября в Новом пространстве Театра Наций. На нее можно будет прийти бесплатно по регистрации.
Ɔ. В рамках фестиваля пройдет выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину. Это будет необычная экспозиция, расскажите о ее концепции.
Мне сложно спокойно об этом говорить, потому что уход Дмитрия Владимировича — большая травма для всех людей, его знавших и с ним работавших. Рана от потери до сих пор не зажила. Но не анализировать то, что сделал Брусникин для современного театра, мы тоже не можем. Выставка постарается отразить разные грани личности Брусникина — режиссера, педагога, актера, наставника, просто человека. Здание Образовательного центра Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке станет своего рода «фигурой человека» в пять этажей.
Ɔ. Эта выставка рассчитана на всех или все-таки на тех, кто был знаком с режиссером?
Конечно, на всех. Мы надеемся, что люди, не смотревшие его спектакли, заинтересуются, сходят на постановки его студентов, которые сейчас составляют нерв театральной жизни Москвы. Выставка, кстати, будет бесплатной, скоро мы опубликуем всю сетку мероприятий.
Ɔ. В афише фестиваля есть камерные постановки, не рассчитанные на широкую аудиторию. Например, хореографическая постановка американки Мэг Стюарт «Соло» или танцевальный спектакль бразильца Гильерме Ботело «Косой дождь». Эти имена не известны в России, тем не менее на сайте фестиваля на них почти не осталось билетов. В чем причина такой популярности?
Одна из миссий нашего фестиваля — открывать новые имена. Мэг Стюарт, Гильерме Ботело, швейцарский хореограф Филипп Сэр (мы покажем его перформанс «Вакуум» — смесь танца и визуального искусства) никогда не были в России. Конечно, на незнакомого режиссера сложнее привлечь зрителя, но у аудитории уже есть доверие к нашему фестивалю. К тому же наша аудитория — не только зрители фестиваля «Территория», но и тех институций, с которыми мы сотрудничаем (Московский музей современного искусства, Электротеатр Станиславский, Театр Наций).
Ɔ. Как вы думаете, ваша аудитория окончательно сформировалась или она все-таки расширяется?
Уверена, что расширяется. Мы стараемся привлечь публику, которая, возможно, вообще никогда не слышала о «Территории». В июле в качестве пролога к фестивалю мы показали прощальное соло великого американского хореографа Акрама Хана XENOS в Театре К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Раньше мы никогда так плотно не работали с аудиторией музыкального академического театра — теперь его зрители тоже знают о нашем фестивале.
Ɔ. По какому принципу отбираются спектакли московских театров?
Мы ориентируемся, в первую очередь, на имена режиссеров и на обязательства, которые несем перед студентами. Ведь наш фестиваль — еще и школа. 50 человек, прошедших сложный конкурс, в этом году он был более 15 человек на место, должны получить бесплатные места и увидеть те спектакли, которые мы для них выбрали. В Центре имени Мейерхольда будет специальный показ для студентов иммерсивного спектакля «Питер Пэн» (режиссеры Роман Феодори и Александр Андрияшкин). Мы также включили в афишу оперу «Русалка» Тимофея Кулябина в Большом театре и «Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна — копродукцию «Территории», МХТ имени А. П. Чехова, Мастерской Брусникина и Aksenov Family Foundation. Мы очень рады, что спектакль нашей региональной арт-лаборатории также попал в основную программу «Территории»: вокально-пластическая работа хореографа Анны Абалихиной и драматурга Ильи Кухаренко «Закрой мне глаза» с артистами Пермского театра оперы и балета. Проект «Арт-лаборатории» в разных городах России мы делаем при поддержке нефтехимической компании «СИБУР», на выходе получаются очень качественные спектакли, это действительно наша гордость.
Ɔ. Помимо театральной афиши у вас будет очень насыщенная образовательная программа для студентов, публичные дискуссии и отдельный проект «Живые пространства», который подразумевает ряд мероприятий в городских локациях. Кто отвечает в этом году за эту часть афиши?
Публичную программу составляет театровед Дина Годер, она приглашает экспертов и лекторов, которые помогут зрителям лучше понять увиденные спектакли. Что же касается «Живых пространств», то проект на этот раз посвящен Дмитрию Пригову. Мы делаем его совместно с генеральным партнером — Фондом Михаила Прохорова и пригласили для его реализации режиссера Александра Вартанова. В наше время нельзя быть исключительно театральным фестивалем, надо мыслить шире.
Беседовала Дарья Андреева
Все события фестиваля «Территория» и билеты на спектакли — на официальном сайте https://territoryfest.ru/
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» проходит с 2006 года при поддержке Министерства культуры РФ и Департамента культуры города Москвы. В 2019 году фестиваль реализуется в рамках национального проекта «Культура».
Генеральный партнер фестиваля — Фонд Михаила Прохорова.