Театральное наводнение. Гастроли «Золотой Маски» на Дальнем Востоке
Шекспир на Дальнем Востоке: театр против стихии
«Смотри, сынок, Амур опять из себя вышел», — говорит мужчина мальчику лет шести на набережной в Хабаровске. Вдоль реки выстроены дамбы из мешков, но подходить близко все равно страшно: волны настолько сильные, что без труда преодолевают ограждения, заливая набережную. Артисты «Мастерской Петра Фоменко» не испугались наводнения и привезли в Хабаровск «Сон в летнюю ночь» в постановке Ивана Поповски. В 2016 году спектакль получил «Золотую Маску» в номинации «Драма — Спектакль большой формы».
У Хабаровского музыкального театра, принявшего на своей сцене столичных артистов, долгая история: в этом году он открывает 94-й сезон. На площадке театра происходят события, важные не только для города, но и для культурной жизни всего региона. Параллельно с «Золотой Маской» в этом году здесь проходят Фестиваль театров Дальнего Востока и «Амурская осень» — фестиваль театра и кино.
«Последние восемь лет я прожил в Сочи, — рассказывает директор Хабаровского музыкального театра Константин Зайнулин. — Но потом мне предложили возглавить театр здесь, в самом солнечном городе России, как заверил меня министр культуры. Я согласился и не жалею о своем решении: Хабаровск — очень театральный город, у нас работают пять профессиональных театров. И наш музыкальный театр живет очень активной жизнью: у нас 330 человек в штате, все декорации, костюмы, парики мы делаем сами. В нашем репертуаре есть и балет, и опера, и мюзиклы».
Исполнитель ролей Тезея и Оберона Карэн Бадалов уже бывал на Дальнем Востоке: в 2012 году «Мастерская Петра Фоменко» привозила в Хабаровск спектакль «Война и мир. Начало романа» в рамках гастролей «Золотой Маски». И вот спустя семь лет он вернулся — с новой постановкой и в новый город: в Комсомольске-на-Амуре, куда «Мастерская» отправилась после показа в Хабаровске, Карэн Карлосович впервые.
«Часть трассы от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре — приличная, а часть — настоящее испытание, — делится он своими впечатлениями от дороги. — Но виды просто удивительные: все затопило, и ты едешь, а вокруг — море разливанное. И весь лес, все стоит в воде — красота! Но это для нас красота, а для местных-то — трагедия. И ведь справиться со стихией невозможно — она мощнее людей, сильнее, страшнее и в чем-то даже интереснее».
Стихия не помешала артистам благополучно добраться до Комсомольска-на-Амуре, но здесь наводнение масштабнее, чем в Хабаровске. Набережная затоплена, из воды торчат фонари. «А чрезвычайную ситуацию все равно не объявляют, — жалуется таксист. — Хотя, конечно, сейчас не так страшно, как в 2013-м», — оптимистично добавляет он.
Директор местного Театра драмы Елена Шабовта встречает нас в недавно отремонтированном фойе: «Вы только посмотрите, какое оно стильное!» — с неподдельной радостью говорит она. И это абсолютная правда: здесь на самом деле очень красиво и уютно.
«Для нас как для принимающей площадки это, конечно, невероятная удача, но и очень волнительное событие, — признается Шабовта. — Но мы с гордостью встречаем гостей из столицы, ведь это первые гастроли “Золотой Маски” в нашем городе».
Небольшой труппе — всего 25 артистов — удается поддерживать жизнь в театре и ставить новые спектакли. При этом в афише — не только постановки по классическим текстам Островского и Гоголя, но и спектакли по пьесам современных авторов: «Королева красоты» Мартина Макдонаха и «Звериные истории» Дона Нигро. Работу местных артистов отметила и Галина Тюнина, актриса «Мастерской Петра Фоменко», исполняющая во «Сне в летнюю ночь» роли Ипполиты и Титании.
«Представляю, насколько тяжело сегодня содержать региональный театр, у которого нет большого государственного финансирования, — говорит заслуженная артистка России. — И конечно, это вызывает невероятное восхищение и уважение, когда ты приезжаешь сюда и понимаешь, что люди каждый день выходят на сцену, репетируют, держат удар — не за деньги и не за всемирное признание, а за возможность служить своему делу».
Мюзикл за три дня
Кроме артистов «Мастерской Петра Фоменко», в Комсомольск-на-Амуре приехал актер и режиссер трюковой пластики Владимир Малюгин, не первый год гастролирующий с «Золотой Маской». В разные годы он представлял свой мастер-класс по сценическому движению и развитию ловкости в Тель-Авиве, Стамбуле, Новокуйбышевске, а теперь добрался и до Дальнего Востока.
«Благодаря этому мастер-классу мы не только усвоили новые приемы, но и познакомились с собственным телом. Мы занимались не только физическим саморазвитием, но и умственным: учились чувствовать пространство, работали над логикой мышления, координацией и самоконтролем, а это все очень важно для артиста», — говорит участник мастер-класса, артист Театра драмы Комсомольска-на-Амуре Евгений Бадулин.
Тем временем в Хабаровске артисты Музыкального театра, присоединившиеся к мастер-классу актрисы и певицы Лики Руллы, представили свой 40-минутный перформанс-мюзикл «Кордебалет», ставший результатом их совместной работы. Помимо Руллы, с хабаровскими артистами работали режиссер Антон Музыкантский, педагог по вокалу Анна Гученкова и хореограф Наталья Терехова. Всего за три дня они подготовили полноценный перформанс — смешной и увлекательный, — в котором, кажется, есть все: и современный танец, и драматические сцены, и вокальные композиции, и даже акробатические трюки.
«Самое главное, что ребята вышли из зоны комфорта, — рассказывает Лика Рулла. — Ведь в таком режиме никто не работает даже в Москве: за три дня они усвоили огромный материал — танцевальные комбинации, сольные номера — а это текст, ноты, хореография. Когда мы задумывали этот проект, мы рассчитывали поставить номер минут на двадцать. В конечном итоге у нас получился материал на 45 минут. И все потому, что ребята оказались очень способные. Мы искали настоящих личностей, ярких индивидуальностей — и здесь мы их нашли».
Двойники и эльфы
«Кордебалет» не единственный мюзикл, который в эти дни можно было увидеть на сцене Музыкального театра Хабаровска. «Джекилл & Хайд» Петербургского театра музыкальной комедии стал, пожалуй, самой масштабной постановкой, представленной на дальневосточных гастролях «Золотой Маски». Из Санкт-Петербурга в Хабаровск приехало 170 человек: труппа, оркестр, балетный ансамбль и большая техническая команда.
В основу мюзикла лег знаменитый готический роман Стивенсона, протагонист которого страдает от раздвоения личности. Поэтому исполнителю главной роли в спектакле Кириллу Гордееву не до прогулок по городу. Чтобы вжиться в сложную роль, он должен «экономить себя»: в спектакле он буквально играет за двоих, исполняя роли доктора Джекилла и его мрачного двойника мистера Хайда.
«Самое важное для нас — это реакция местной публики, — признается артист. — Ведь у Хабаровска есть своя особенная традиция музыкального театра, а у зрителя — собственное представление о нем. Но я думаю, публика осталась довольна: нас провожали бурными овациями, зал встал — а значит, все, что мы делали, было правильно».
Артисты Театра Наций представили самым юным зрителям Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре детский детектив «Осторожно, эльфы!». Театр теней, увлекательная детективная история и интерактивные игры на час перенесли школьников и их родителей в мир, населенный волшебными существами.
«Играя в детском спектакле, ты должен быть предельно честным. Ведь дети очень точно считывают, кто врет, а кто — нет. И в то же время надо быть очень активным, чтобы держать внимание и вести их за собой. Поэтому в каком-то плане это даже эмоционально сложнее, чем работать на взрослого зрителя», — рассказывает исполнитель роли эльфолога, артист Театра Наций Павел Рассомахин.
«Золотая Маска» продолжает гастроли по России: в ближайших планах — октябрьские показы в Карелии, Новосибирске, Екатеринбурге, Череповце, Ижевске, а также в Эстонии и Латвии.
Автор: Егор Прокопьев
Проект фестиваля «Золотая Маска» в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре проходит в рамках Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке и при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.