Все новости

Редакционный материал

Театральное наводнение.

Гастроли «Золотой Маски» на Дальнем Востоке

Гастроли «Золотой Маски» по России продолжаются на Дальнем Востоке. На этот раз на карте Национальной премии появилось два новых города — Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. «Сноб» присоединился к путешествию, чтобы увидеть, как устроена дальневосточная театральная сцена, и рассказать о ней тем, кого пугают семичасовой перелет и наводнения

23 Сентябрь 2019 18:20

Спектакль «Сон в летнюю ночь» Фото: Анна Ульянова

Шекспир на Дальнем Востоке: театр против стихии

«Смотри, сынок, Амур опять из себя вышел», — говорит мужчина мальчику лет шести на набережной в Хабаровске. Вдоль реки выстроены дамбы из мешков, но подходить близко все равно страшно: волны настолько сильные, что без труда преодолевают ограждения, заливая набережную. Артисты «Мастерской Петра Фоменко» не испугались наводнения и привезли в Хабаровск «Сон в летнюю ночь» в постановке Ивана Поповски. В 2016 году спектакль получил «Золотую Маску» в номинации «Драма — Спектакль большой формы».

У Хабаровского музыкального театра, принявшего на своей сцене столичных артистов, долгая история: в этом году он открывает 94-й сезон. На площадке театра происходят события, важные не только для города, но и для культурной жизни всего региона. Параллельно с «Золотой Маской» в этом году здесь проходят Фестиваль театров Дальнего Востока и «Амурская осень» — фестиваль театра и кино.

«Последние восемь лет я прожил в Сочи, — рассказывает директор Хабаровского музыкального театра Константин Зайнулин. — Но потом мне предложили возглавить театр здесь, в самом солнечном городе России, как заверил меня министр культуры. Я согласился и не жалею о своем решении: Хабаровск — очень театральный город, у нас работают пять профессиональных театров. И наш музыкальный театр живет очень активной жизнью: у нас 330 человек в штате, все декорации, костюмы, парики мы делаем сами. В нашем репертуаре есть и балет, и опера, и мюзиклы».

Исполнитель ролей Тезея и Оберона Карэн Бадалов уже бывал на Дальнем Востоке: в 2012 году «Мастерская Петра Фоменко» привозила в Хабаровск спектакль «Война и мир. Начало романа» в рамках гастролей «Золотой Маски». И вот спустя семь лет он вернулся — с новой постановкой и в новый город: в Комсомольске-на-Амуре, куда «Мастерская» отправилась после показа в Хабаровске, Карэн Карлосович впервые. 

«Часть трассы от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре — приличная, а часть — настоящее испытание, — делится он своими впечатлениями от дороги. — Но виды просто удивительные: все затопило, и ты едешь, а вокруг — море разливанное. И весь лес, все стоит в воде — красота! Но это для нас красота, а для местных-то — трагедия. И ведь справиться со стихией невозможно — она мощнее людей, сильнее, страшнее и в чем-то даже интереснее».

Стихия не помешала артистам благополучно добраться до Комсомольска-на-Амуре, но здесь наводнение масштабнее, чем в Хабаровске. Набережная затоплена, из воды торчат фонари. «А чрезвычайную ситуацию все равно не объявляют, — жалуется таксист. — Хотя, конечно, сейчас не так страшно, как в 2013-м», — оптимистично добавляет он.

Директор местного Театра драмы Елена Шабовта встречает нас в недавно отремонтированном фойе: «Вы только посмотрите, какое оно стильное!» — с неподдельной радостью говорит она. И это абсолютная правда: здесь на самом деле очень красиво и уютно. 

«Для нас как для принимающей площадки это, конечно, невероятная удача, но и очень волнительное событие, — признается Шабовта. — Но мы с гордостью встречаем гостей из столицы, ведь это первые гастроли “Золотой Маски” в нашем городе».

Небольшой труппе — всего 25 артистов — удается поддерживать жизнь в театре и ставить новые спектакли. При этом в афише — не только постановки по классическим текстам Островского и Гоголя, но и спектакли по пьесам современных авторов: «Королева красоты» Мартина Макдонаха и «Звериные истории» Дона Нигро. Работу местных артистов отметила и Галина Тюнина, актриса «Мастерской Петра Фоменко», исполняющая во «Сне в летнюю ночь» роли Ипполиты и Титании.

«Представляю, насколько тяжело сегодня содержать региональный театр, у которого нет большого государственного финансирования, — говорит заслуженная артистка России. — И конечно, это вызывает невероятное восхищение и уважение, когда ты приезжаешь сюда и понимаешь, что люди каждый день выходят на сцену, репетируют, держат удар — не за деньги и не за всемирное признание, а за возможность служить своему делу».

Мюзикл за три дня

Кроме артистов «Мастерской Петра Фоменко», в Комсомольск-на-Амуре приехал актер и режиссер трюковой пластики Владимир Малюгин, не первый год гастролирующий с «Золотой Маской». В разные годы он представлял свой мастер-класс по сценическому движению и развитию ловкости в Тель-Авиве, Стамбуле, Новокуйбышевске, а теперь добрался и до Дальнего Востока.

«Благодаря этому мастер-классу мы не только усвоили новые приемы, но и познакомились с собственным телом. Мы занимались не только физическим саморазвитием, но и умственным: учились чувствовать пространство, работали над логикой мышления, координацией и самоконтролем, а это все очень важно для артиста», — говорит участник мастер-класса, артист Театра драмы Комсомольска-на-Амуре Евгений Бадулин.

Тем временем в Хабаровске артисты Музыкального театра, присоединившиеся к мастер-классу актрисы и певицы Лики Руллы, представили свой 40-минутный перформанс-мюзикл «Кордебалет», ставший результатом их совместной работы. Помимо Руллы, с хабаровскими артистами работали режиссер Антон Музыкантский, педагог по вокалу Анна Гученкова и хореограф Наталья Терехова. Всего за три дня они подготовили полноценный перформанс — смешной и увлекательный, — в котором, кажется, есть все: и современный танец, и драматические сцены, и вокальные композиции, и даже акробатические трюки.

«Самое главное, что ребята вышли из зоны комфорта, — рассказывает Лика Рулла. — Ведь в таком режиме никто не работает даже в Москве: за три дня они усвоили огромный материал — танцевальные комбинации, сольные номера — а это текст, ноты, хореография. Когда мы задумывали этот проект, мы рассчитывали поставить номер минут на двадцать. В конечном итоге у нас получился материал на 45 минут. И все потому, что ребята оказались очень способные. Мы искали настоящих личностей, ярких индивидуальностей — и здесь мы их нашли».

Двойники и эльфы

«Кордебалет» не единственный мюзикл, который в эти дни можно было увидеть на сцене Музыкального театра Хабаровска. «Джекилл & Хайд» Петербургского театра музыкальной комедии стал, пожалуй, самой масштабной постановкой, представленной на дальневосточных гастролях «Золотой Маски». Из Санкт-Петербурга в Хабаровск приехало 170 человек: труппа, оркестр, балетный ансамбль и большая техническая команда.

В основу мюзикла лег знаменитый готический роман Стивенсона, протагонист которого страдает от раздвоения личности. Поэтому исполнителю главной роли в спектакле Кириллу Гордееву не до прогулок по городу. Чтобы вжиться в сложную роль, он должен «экономить себя»: в спектакле он буквально играет за двоих, исполняя роли доктора Джекилла и его мрачного двойника мистера Хайда.

«Самое важное для нас — это реакция местной публики, — признается артист. — Ведь у Хабаровска есть своя особенная традиция музыкального театра, а у зрителя — собственное представление о нем. Но я думаю, публика осталась довольна: нас провожали бурными овациями, зал встал — а значит, все, что мы делали, было правильно».

Артисты Театра Наций представили самым юным зрителям Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре детский детектив «Осторожно, эльфы!». Театр теней, увлекательная детективная история и интерактивные игры на час перенесли школьников и их родителей в мир, населенный волшебными существами.

«Играя в детском спектакле, ты должен быть предельно честным. Ведь дети очень точно считывают, кто врет, а кто — нет. И в то же время надо быть очень активным, чтобы держать внимание и вести их за собой. Поэтому в каком-то плане это даже эмоционально сложнее, чем работать на взрослого зрителя», — рассказывает исполнитель роли эльфолога, артист Театра Наций Павел Рассомахин.

«Золотая Маска» продолжает гастроли по России: в ближайших планах — октябрьские показы в Карелии, Новосибирске, Екатеринбурге, Череповце, Ижевске, а также в Эстонии и Латвии.

Автор: Егор Прокопьев

Проект фестиваля «Золотая Маска» в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре проходит в рамках Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке и при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

С 10 по 24 октября в Москве пройдет XIV Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория». Директор фестиваля Екатерина Якимова — о его главных событиях
В Новом Пространстве Театра Наций 20 сентября русский рижанин Влад Наставшев вместе со своим соавтором Иваном Лубенниковым даст свой единственный концерт «Новый мир». На этот раз прозвучат собственные песни Влада на стихи великих поэтов Серебряного века. Накануне концерта с ним побеседовал Сергей Николаевич

Новости партнеров

В Театре на Таганке новый театральный сезон открыли премьерой известного бродвейского мюзикла «Последние пять лет» в постановке Алексея Франдетти