Как провести осенние выходные. Путешествие по частным музеям Ярославской области
Фестиваль придумала и организовала Ассоциация менеджеров культуры (АМК), заложив в его основу идею самостоятельных путешествий. Маршрут можно генерировать в онлайн-конструкторе сайта, выбирая не только направления — Мышкин, Ярославль, Углич, Переславль-Залесский, Вятское, Гаврилов-Ям и так далее, но и предпочтения — искусство, история, гастрономия, встреча с коллекционером. Впрочем, учли и возможность случайного выбора. Выбор snob.ru тоже учтен — наши рекомендации можно найти по тегу «Здесь был “Сноб”».
Помимо карты маршрутов и советов от экспертов организаторы предлагают специальный Фестивальный пасс, благодаря которому гости получают скидки на билеты и бонусы от музеев-участников, а также скидки в отелях, ставших партнерами мероприятия.
По словам организаторов, подготовка шла около года и выросла из семинаров с владельцами частных музеев, после чего участники были отобраны созданной для этого экспертной группой. Ярославская область не случайно стала пилотной площадкой проекта — именно здесь в 1993 году появился первый частный музей России «Музыка и время». С тех пор их количество неизменно растет. Так, только за последний год здесь появилось 11 новых музеев.
«Музейный ретрит» — это возможность не только посетить места, о существовании которых большинство даже не догадывается, но и поговорить с создателями, коллекционерами, бизнесменами, многие из которых основали музей почти случайно. Например, Елена Кувыкина, открывшая в Переславле-Залесском Музей старинных швейных машин. По ее задумке, он должен был поддерживать основной семейный бизнес — швейное производство, расположенное здесь же, на территории фабрики постройки начала XX века. «Сейчас больше частный туризм развивается, — говорит Елена. — Мы планируем развивать производство, а музей останется как дополнение. В конце экскурсии я приглашаю гостей купить сувениры, сделанные здесь же, и ни один не ушел без покупки». Начав коллекцию с бабушкиной швейной машинки, Елена собрала более ста экземпляров, в том числе весьма редкие. Все они в рабочем состоянии. Елена стала активным членом местного музейного сообщества, мечтает сотрудничать не только с частными, но и с государственными музеями города. «Сейчас у меня цель — купить вышивальную машину и поддерживать местные промыслы, — говорит Елена. — Город этим славился. Здесь очень сильные специалисты, но фабрика практически не работает».
Борис Абрашкин из знаменитого Музея утюга соглашается с Еленой: «Когда мы начали, в 90-х годах, город был пустой, даже автобусы сюда не ходили. Потом люди стали жить побогаче, вслед за нами стали появляться другие музеи — Музей хитрости и смекалки, Музей радио, Музей чайника, Музей ряпушки, музей “Конь в пальто”. Поток туристов значительно увеличился».
И если для Елены и Бориса музей — это в первую очередь бизнес, то цель московского экономиста-международника Глеба Городянкина и его жены, журналистки Ольги Яговой, с нуля построивших музей «Конь в пальто», — развенчать мифы о серой и бедной жизни дореволюционного российского крестьянства, показать, насколько ярким и разнообразным был его быт. Глеб и Ольга построили на Конной улице Переславля монументальное каменное здание, экспозицию разместили на первом этаже, за домом для гостей сделали летний бассейн и небольшое кафе. «В данном случае это стилизация под палаты XVII века. Если мы возьмем крестьянскую архитектуру, то те избушки, которые мы видим вдоль трассы, не имеют к крестьянскому дому никакого отношения. Площадь домов крестьян Русского Севера — от 250 до 400 метров, все хозяйство под одной крышей, санузлы в доме, — рассказывает Глеб. — Хочется в сознании людей больше гордости за свое прошлое, за свою культуру, архитектуру и за дизайн». Собранные здесь предметы и то, как составлена экспозиция — а Глеб и Ольга смело сочетают традиционный крестьянский костюм и розовые кеды, надевают на манекен современный парик, играют со светом, записывают аудиогиды, — свидетельствует об огромной любви и желании делиться собранными в многочисленных экспедициях артефактами с гостями этого дома. Помимо двух выставочных залов и кафе у музея есть образовательная программа. Так, недавно провели серию вечерок, то есть чаепитий, во время которых вели лекции и мастер-классы по росписи, набойкам по ткани и плетению пояса.
Из Переславля наш путь лежит в Гаврилов-Ям, в музеи, посвященные купцам Локаловым, текстильное производство которых и превратило некогда небольшое село в город. Музей «Энергия мечты» расположен на бывшей фабрике, обанкротившейся в 2013 году. Теперь здесь рассказывают историю уникального производства, водят по заброшенным цехам, показывают подземелье и крышу огромного комбината. Неподалеку расположен Музей купцов Локаловых, в экспозиции которого нет ни одной купленной вещи, все подарено местными жителями. Здание отремонтировали всего четыре года назад силами четырех энергичных местных жительниц, одна из которых позже стала его директором, а другая — хранительницей, автором и ведущей театрализованных программ. Здесь учат трепать и прясть лен, дают поиграть в футбол тряпичным мячом и угощают местными пирожками. «Мы все этим живем, стараемся придумать хорошие детские программы, спектакли. Наша цель — сохранить историю города. Ведь если бы не Локалов, то и деревни Гаврилово бы не было. Когда мы начали это все, не было памятника, никто не помнил этой фамилии, а теперь у нас проходят футбольные ретро-матчи, то есть жизнь кипит, — рассказывает директор музея Ирина Леонидовна. — Каждый год мы открываем новую экспозицию, посвященную истории».
Еще одним удивительным примером частной инициативы стал Учемский музей Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни с экспозицией «Старухи о любви», подготовленной куратором Алевтиной Бородулиной. В одном из амбаров, расположенных на берегу Волги, звучат голоса. Это настоящая исповедь 80-летних женщин, каждая из которых отвечает на вопрос: «Что такое любовь и есть ли она?» Во втором восстановлен быт русской деревни середины XX века. Здесь можно погрызть семечки на скамейке под окном дома, посмотреть ассортимент сельского магазина, зайти в избу. «Музей Учмы основан на переживаниях человека, здесь вы услышите голоса местных жителей, рассказы о том, как они жили, трудились. Люди, которые приезжали сюда, говорили нам, что они видят не только историю Учмы, что и в их деревне было то же самое. Получился такой срез истории. Поэтому сейчас мы называемся Музей Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни, — поясняет Алевтина. — Судьба русской деревни как потерянный жизненный мир. Экспозицию в амбаре мы посвятили деревне как исчезающему феномену, как жизни, которая никогда не будет такой, как раньше. И вот в этом месте мы постарались сохранить хотя бы то, какой деревня была в XX веке».
Еще один музей, наглядно знакомящий с местным бытом и историей края, — Этнографический музей кацкарей в деревне Мартыново неподалеку от Мышкина. Создал его журналист Сергей Темняткин. Внутри жилой деревни музею отведены несколько изб с настоящим интерьером, двор с животными, огород. Здесь рассказывают о быте и языке субэтнической группы кацкарей и кормят блюдами, приготовленными в печи. Особенно вкусным оказались топленое молоко из крынки и пироги с яблоками. В сувенирной лавке можно купить продукты местного производства: густую деревенскую сметану, сыр, соленые и сушеные грибы.
Сельскому быту посвящен и Историко-культурный комплекс «Вятское», на территории которого расположены 12 музеев, 30 памятников архитектуры, гостиница и ресторан. Одна из местных особенностей — внушительное огуречное меню, в котором можно найти и горячие блюда, и даже десерты. Все с добавлением местного, невероятно сладкого огурца.
Для тех, кто не хочет утруждать себя вождением автомобиля по не самым комфортным дорогам области, оптимальным вариантом может стать Ярославль. Здесь можно посетить митрополичьи палаты и попробовать отгадать архитектурную загадку, сшить мишку в музее «Мой любимый мишка» и проявить фотографию по технологиям XIX века в Ярославском музее фотографии, посмотреть на производство и поработать самому в музее эмальерного искусства «Эмалис», а вечером обязательно зайти в частный музей имени Вадима Орлова и внимательно рассмотреть впечатляющую коллекцию фарфора, собранную в восстановленном особняке XVII века. Директор музея Анна Орлова и экскурсовод Анастасия Булгакова подготовили небольшой квест, разложив по залам конверты с дополнительной информацией о некоторых предметах экспозиции. При входе на выставку гид скажет несколько вступительных слов, а после гостей ждет приглушенный свет и классическая музыка. Анастасия и Анна хотят, чтобы гости фестивальных вечеров оставались с коллекцией один на один, отдыхая от будничной суеты в уютных стенах особняка на берегу Волги. Впрочем, не об этом ли весь «Музейный ретрит»?