Роман Хорошев: Зачем бизнесмену брать кредит под 25% годовых
Зачем бизнесу нужны кредиты, на первый взгляд, под достаточно высокий процент? Для наглядности приведу аналогию с другим видом кредитования — потребительским. На мой взгляд, это абсолютно бесполезный инструмент с точки зрения эффективности. По сути, такой кредит позволяет перенести какое-либо благо с более поздней стадии на более раннюю. Цена получения такого блага — ежемесячная выплата процентов банку. На желании людей получить ту или иную вещь или услугу «здесь и сейчас» банки зарабатывают до 25% от своей ежегодной общей прибыли.
Другое дело — кредитование бизнеса. Для предпринимателя заем представляет собой не «хотелку», а насущную необходимость. Кредитование — это топливо для любого бизнеса. Если бизнес здоровый и крепкий, то полученные в долг деньги всегда расходуются эффективно. Самая распространенная цель получения кредита предпринимателями — покрытие «кассового разрыва». Другими словами, деньги привлекаются на пополнение оборотных средств.
Исходя из специфики бизнеса, средства могут оборачиваться с самой различной скоростью. Если мы говорим о такой высокорентабельной сфере, как, например, торговля, то в ней операционная прибыль может составить 20%.
К примеру, бизнесмен приобретает товар за миллион рублей, продает его за 1,2 млн рублей. Заработок в этом случае составит 200 тыс. рублей. Часто на закупку товара денег у предпринимателя нет, потому что они вложены в другую закупку. Возникает тот самый «кассовый разрыв».
Также часто бывает, что бизнесмен выиграл тендер, получил контракт, но оплата по договору предусмотрена только по завершении работ. Законодательство в сфере тендеров, а также госзакупок в последние годы очень сильно ужесточилось. Любое промедление предпринимателя по исполнению контракта может повлечь за собой внесение его в реестр недобросовестных поставщиков, что практически ставит крест на участии в тендерах в дальнейшем.
Обе ситуации демонстрируют острую необходимость в привлечении финансирования. Если рассуждать глобально, то деньги на развитие нужны абсолютно любому бизнесу. Разумеется, что есть такие виды предпринимательской деятельности, которые развиваются без привлечения заемных средств. Однако разработана экономическая формула (WACC — средневзвешенная стоимость капитала), которая наглядно показывает, что развитие бизнеса за счет кредитования является более эффективным, чем за счeт чистой прибыли.
Конечно, излишняя кредитная нагрузка может погубить любой бизнес, и определенное число предпринимательских проектов не реализовались по причине долгов. Именно поэтому перед тем, как выдавать кредиты, дающая их компания должна грамотно оценить бизнес, чтобы понять, насколько он здоров и будет ли кредитование полезным для данного предпринимателя.
На первый взгляд, кредитная ставка по займу величиной в 25% годовых кажется высокой. Однако если мы «разобьем» её на год, то получим 2,1% в месяц.
При этом если разделить на 12 месяцев ставку по кредиту величиной, например, в 18% годовых, то получим немногим меньше — 1,5% в месяц.
Если оборотная прибыль бизнесмена составляет 15–30% в месяц и от своевременности получения определенной суммы денег зависит судьба сделки, то брать кредит под 2,1% в месяц для него очень выгодно. При условии, например, если кредитор может предоставить деньги в период 1–2 дня.
Безусловно, другому кредитору он будет платить 1,5% в месяц, но, ожидая завершения всех бюрократических процедур, проводимых кредитным учреждением (которые могут растянуться на несколько недель), бизнесмен может упустить сделку, сезон и т. п.
Тем временем брать кредит под 25% годовых на долгосрочный период невыгодно — такой заем очень хорош на краткосрочную перспективу (три месяца или полгода) с целью пополнения оборотных средств.
Сегодня многие бизнесмены, нуждающиеся в срочных деньгах, обращаются в микрофинансовые организации (МФО) и оказываются загнанными в кабальную ситуацию, где процент по кредиту составляет до 80% годовых. Вот такие «неправильные» кредиты как раз и убивают бизнес.
В правильном кредитном портфеле бизнесмена, как и в кейсе инвестора, должны быть разные продукты — как короткие, так и длинные займы, в соответствии с целями.
Когда у предпринимателя дела идут в гору, то кредит помогает ему вырасти в 2–3 раза.