Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости

Иллюстрация: Fanatic Studio/Getty Images

1600.jpg

Иллюстрация: Fanatic Studio/Getty Images

Роман Хорошев:

Зачем бизнесмену брать кредит под 25% годовых

Редакционный материал
Современный рынок финансовых услуг предлагает не так много вариантов кредитования среднего и малого бизнеса. Наравне с банками в этом сегменте работают микрофинансовые организации, а с недавнего времени —  краудлендинговые платформы. Для кого и в каких ситуациях могут оказаться выгодными займы под процент выше среднего? О работе со средним и малым бизнесом в частности и о рынке займовых инвестиций в целом рассказывает Роман Хорошев, СЕО краудлендинговой платформы JetLend
6 декабря 2019 12:25

Зачем бизнесу нужны кредиты, на первый взгляд, под достаточно высокий процент? Для наглядности приведу аналогию с другим видом кредитования — потребительским. На мой взгляд, это абсолютно бесполезный инструмент с точки зрения эффективности. По сути, такой кредит позволяет перенести какое-либо благо с более поздней стадии на более раннюю. Цена получения такого блага — ежемесячная выплата процентов банку. На желании людей получить ту или иную вещь или услугу «здесь и сейчас» банки зарабатывают до 25% от своей ежегодной общей прибыли.

Другое дело — кредитование бизнеса. Для предпринимателя заем представляет собой не «хотелку», а насущную необходимость. Кредитование — это топливо для любого бизнеса. Если бизнес здоровый и крепкий, то полученные в долг деньги всегда расходуются эффективно. Самая распространенная цель получения кредита предпринимателями — покрытие «кассового разрыва». Другими словами, деньги привлекаются на пополнение оборотных средств.

Исходя из специфики бизнеса, средства могут оборачиваться с самой различной скоростью. Если мы говорим о такой высокорентабельной сфере, как, например, торговля, то в ней операционная прибыль может составить 20%.

К примеру, бизнесмен приобретает товар за миллион рублей, продает его за 1,2 млн рублей. Заработок в этом случае составит 200 тыс. рублей. Часто на закупку товара денег у предпринимателя нет, потому что они вложены в другую закупку. Возникает тот самый «кассовый разрыв».

Также часто бывает, что бизнесмен выиграл тендер, получил контракт, но оплата по договору предусмотрена только по завершении работ. Законодательство в сфере тендеров, а также госзакупок в последние годы очень сильно ужесточилось. Любое промедление предпринимателя по исполнению контракта может повлечь за собой внесение его в реестр недобросовестных поставщиков, что практически ставит крест на участии в тендерах в дальнейшем.

Обе ситуации демонстрируют острую необходимость в привлечении финансирования. Если рассуждать глобально, то деньги на развитие нужны абсолютно любому бизнесу. Разумеется, что есть такие виды предпринимательской деятельности, которые развиваются без привлечения заемных средств. Однако разработана экономическая формула (WACC — средневзвешенная стоимость капитала), которая наглядно показывает, что развитие бизнеса за счет кредитования является более эффективным, чем за счeт чистой прибыли.

Конечно, излишняя кредитная нагрузка может погубить любой бизнес, и определенное число предпринимательских проектов не реализовались по причине долгов. Именно поэтому перед тем, как выдавать кредиты, дающая их компания должна грамотно оценить бизнес, чтобы понять, насколько он здоров и будет ли кредитование полезным для данного предпринимателя.

На первый взгляд, кредитная ставка по займу величиной в 25% годовых кажется высокой. Однако если мы «разобьем» её на год, то получим 2,1% в месяц.  

При этом если разделить на 12 месяцев ставку по кредиту величиной, например, в 18% годовых, то получим немногим меньше — 1,5% в месяц.

Если оборотная прибыль бизнесмена составляет 15–30% в месяц и от своевременности получения определенной суммы денег зависит судьба сделки, то брать кредит под 2,1% в месяц для него очень выгодно. При условии, например, если кредитор может предоставить деньги в период 1–2 дня.

Безусловно, другому кредитору он будет платить 1,5% в месяц, но, ожидая завершения всех бюрократических процедур, проводимых кредитным учреждением (которые могут растянуться на несколько недель), бизнесмен может упустить сделку, сезон и т. п.

Тем временем брать кредит под 25% годовых на долгосрочный период невыгодно — такой заем очень хорош на краткосрочную перспективу (три месяца или полгода) с целью пополнения оборотных средств.

Сегодня многие бизнесмены, нуждающиеся в срочных деньгах, обращаются в микрофинансовые организации (МФО) и оказываются загнанными в кабальную ситуацию, где процент по кредиту составляет до 80% годовых. Вот такие «неправильные» кредиты как раз и убивают бизнес.

В правильном кредитном портфеле бизнесмена, как и в кейсе инвестора, должны быть разные продукты — как короткие, так и длинные займы, в соответствии с целями. 

Когда у предпринимателя дела идут в гору, то кредит помогает ему вырасти в 2–3 раза.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
«Давайте встретимся — нам нужно обсудить вопрос о коммуникации с компанией N», «Прости, не могу говорить — я на встрече», «Предлагаю пообедать и заодно все обсудить». Встречи — обязательная часть бизнес-процессов, и часто именно вживую можно решить вопросы, кажущиеся в переписке неразрешимыми. Но встреча — это в первую очередь время. А время — это невозобновляемый ресурс, нехватка которого с каждым годом ощущается все острее
С каждым годом мир ускоряется всё больше — каждый день мы просматриваем огромное количество информации, отвечаем на бесчисленное множество сообщений, реагируем на нескончаемый поток внешних раздражителей. Как успевать ходить на утреннюю йогу, обедать с коллегами, блистать на совещаниях и покорять всех на конференциях, а параллельно с этим не забывать проводить проводить время с семьей и друзьями? Ответ на этот вопрос есть у Марии Жук, CEO коммуникационного агентства JMgroup
О том, насколько заметный след оставляет современный человек в цифровом мире, каким образом компании получают ваши персональные данные, кому выгодно их использовать и, главное, как защитить личную информацию, рассказывает Сергей Марин, основатель «Студии данных» и школы машинного обучения и анализа данных «Школа данных»

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.