Арабские бдения. Как российские бизнесмены собираются осваивать восточный рынок
Китай, Африка и арабские страны — новые голубые мечты для многих стартапов и крупных бизнесов. О продвижении в эти регионы многие грезят, но мало кто знает, как к ним толком подступиться — уж очень своеобразный регион. За арабские страны в нашем бизнес-комьюнити еще никто особо не брался. У Сергея Колушева уже много лет есть бизнес в ОАЭ — по его словам, там минимальные налоги и быстрая регистрация бизнеса (например, рестораны нужно регистрировать с местным партнером, а без привязки к торговым точкам — можно просто на себя). Не зря же Павел Дуров сидит в Дубае, хотя мог бы много где еще.
Идея Колушева сфокусироваться на креативной индустрии не случайна. Во-первых, его агентство Eventicа работало на экономических, культурных и спортивных проектах государственного масштаба — например, знаменитый Российский экономический форум в Лондоне нулевых — его рук дело, были еще крупные контракты на нескольких Олимпиадах и «Дом России» на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2012–13 годах. Eventica организовывала участие России и сопровождала по PR российский павильон на Миланском Экспо 2015.
Во-вторых, на государственном уровне ОАЭ выделили на инвестирование в индустрию развлечений 160 млн долларов. Соседняя Саудовская Аравия, где главная в мире нефтяная скважина, начинает культурную революцию с инвестиционным бюджетом на креатив в 68 миллиардов долларов. Вопрос, смогут ли русские поучаствовать в этом процессе, сложный, но именно к нему и хочет подступиться созданное Колушевым комьюнити Russia Creates. Впрочем, первый слет комьюнити был поддержан министерством культуры ОАЭ — на конференции выступил председатель совета по культуре и туризму Мохамед Халиф аль-Мубарак.
Проект стартовал стремительно (Колушев говорил — «это полный стартап»): в августе он был придуман, а в конце осени в отель Saadiat Rotana Resorts&Villas заехал первый десант представителей нашего креативного класса: предприниматель и создатель нового бренда продуктов питания для детей Yummy United Олег Бериев, директор по развитию «ВКонтакте» Константин Сидорков, владелица газеты The Art Newspaper Инна Баженова, основатель лектория «Прямая речь» Светлана Большакова, директор ММОМА Василий Церетели, хозяйка ресторанов Fresh и Choice Healthy Social Club Ирина Азарова, соавтор «Смешариков» Илья Попов, основатель первого российского онлайн-кинотеатра Tvigle Егор Яковлев, директор по развитию бизнеса Ginza Group Гунель Исмаилова, пианист Кирилл Рихтер, а также Магомед Мусаев, владелец российского Forbes и калифорнийского акселератора GVA.
Чтобы понимать специфику региона, стоит рассказать, что ровно накануне конференции в ОАЭ в возрасте 34 лет умер от сердечного приступа брат президента страны шейх Султан бен Зайед аль-Нахайян, и в Эмиратах был объявлен трехдневный траур. Местные говорили: «Природа плачет» — и правда, были необычные для региона ливни и шторм. С утра в день заседаний «море было закрыто» — блюстители пляжа купаться не пускали, впрочем, никто из делегации и не пытался обойти запрет, наслушавшись местных экспатов: если арабская полиция зафиксирует нарушение порядка даже в такой мелочи, как «сегодня нельзя купаться», есть реальный риск провести немало неприятных дней в местном СИЗО.
«Мы не конференция, мы — антиконференция», — настаивали организаторы Russia Creates в Абу-Даби, однако это все же были выступления конкретных людей с презентацией своих проектов. Впрочем, интересные — день превратился в парад успешных творческих бизнесов из России. Многие анонсировали свои планы впервые: например, представитель группы компаний Ginza рассказала о партнерстве с создателями мультсериала «Маша и медведь» — компании планируют строительство развлекательных парков, и арабский рынок для них очень привлекателен.
Местных бизнесменов в зале было мало, и это тоже связано со спецификой региона: тут не принимают бизнес-решения на конференциях, это всегда делается во время личных встреч без камер СМИ, поэтому представители стартапов отдельно встречались с фондами и потенциальными партнерами в дни до и после мероприятия.
Помогал придумывать концепцию комьюнити Russia Creates и модерировал Олег Бериев. Основатель и гендиректор международного брендингового агентства Mildberry, Бериев явно из тех счастливцев, кто просто не успевает надеть фирменное «московское лицо»: он последний год живет в самолетах, поскольку носится между партнерами, чтобы запустить проект Yummy United. Это линия творожных глазированых сырков, в работе над которыми, по идее, всегда должен участвовать «детский совет директоров». В советы дети проходят по конкурсу, потом встречаются в офисе компании по выходным вместе со взрослыми членами борда и работают над продуктом — их этикетки и слоганы уже запущены в производство в Италии, например. Там Yummy United уже договорились с местным партнером, получили глобальных партнеров и 3 млн на развитие инициатив по всему миру и начали продажи в крупных супермаркетах типа Carrefour и Coop: Yummy United решила действовать через сердца русских жен итальянцев — вот уж кто скучает по творогу и сможет стать его «агентами» на районе.
В России компания только что объявила о старте совместного проекта с гигантом пищевого ретейла — компанией «Магнит»: детский совет директоров сейчас набирается из детей сотрудников. Это часть стратегии, чтобы стартовать сразу в нескольких странах и диверсифицировать риски на локальных рынках. Для Yummy United интересны и другие большие рынки, где существуют программы развития здорового питания для детей, в том числе и арабские страны, где в последние годы делают разворот в сторону глобализации и думают о том, как выращивать поколение лидеров дома. По идее, рассуждает Бериев, в ОАЭ сейчас работает светский тренд, в том числе в смысле здорового питания, и арабы понимают, что культуру ЗОЖ надо начинать с детей.
До сих пор в арабских странах работала следующая модель: ребенок из богатой или просто состоятельной семьи едет в пансион в Англию, там же поступает в вуз, потом стажировка и первые годы работы в международных инвестбанках и крупных компаниях, и уже оттуда он, получив прививку европейской культуры и бизнеса, возвращается домой, чтобы развивать экономику и культуру своих родных стран. Но после скачка в локальном образовании (в последние годы в Дубае открылось много хороших международных детских садов и школ, а в Абу-Даби заработал кампус New York University) местные готовы оставлять детей дома.
«На идею с детскими продуктами и детским советом директоров арабы круто отреагировали, нам даже предложили софинансировать стенд, но мы пока не такие большие, чтобы 6 месяцев наш стенд работал на Expo, для этого нужно намного расширять команду, что пока не входило в наши планы», — говорит Бериев. Он подтверждает, что с арабами обсуждать совместные дела сложнее, чем в Европе: «Они вам улыбаются и радуются, а потом исчезают — другая деловая культура; чтобы иметь бизнес в ОАЭ, надо тут быть, онлайн-доступность вам не поможет».
Еще один участник комьюнити — Илья Попов, генеральный продюсер компании «Рики», соавтор сериала «Смешарики» и президент Ассоциации анимационных фильмов России, очень развеселил зал, показав фрагмент серии «Кикориков» (это международное название «Смешариков») на арабском языке. Мультики компании «Рики» уже вышли помимо китайского и на арабский рынок: на местном Discovery прошли все сезоны сериала «Смешарики», первый сезон научно-познавательного проекта «ПинКод», повторный выход которого будет в ближайшее время. Сейчас на канале идут «Малышарики», а на 2020 год запланирована трансляция еще одного дошкольного проекта — «Тимы и Томы». Помимо этого, на Среднем Востоке был прокат полнометражных фильмов «Смешарики. Легенда о золотом драконе» и «Смешарики. Дежавю».
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Попов говорит, что после Russia Creates компания планирует расширить присутствие в арабском эфире: «Мы рассматриваем рынок арабоговорящих стран как один из перспективных. Группа компаний “Рики” вышла со своими анимационными брендами на рынок стран Ближнего Востока и Северной Африки несколько лет назад. Но сначала мы вели переговоры с крупными международными компаниями и представителями телеканалов на рынке телевизионного контента, проходившем в Европе. За несколько месяцев договорились об условиях и согласовали сделку, поэтому специфики региона не почувствовали. После участия в Russia Creates мы приняли решение активнее развивать взаимоотношения в этом регионе, встречи с представителями локальных компаний уже назначаются».
Любая конференция должна заканчиваться выступлением местной звезды — в Дубае им стал председатель совета по культуре и туризму Абу-Даби, молодой чиновник Мохамед аль-Мубарак. Мохамед приехал на встречу в тобе и гутре, заворожил зал отличным английским и быстрой реакцией на вопросы. Было очевидно, что этот арабский шейх из второй самой богатой семьи Эмиратов явно провел полжизни в Лондоне, начиная с пансиона и заканчивая инвестбанком. Ощущение быстро подтвердилось. Несколько лет назад Мохамед вернулся из Лондона в Абу-Даби: «Там я сидел на “деске” рядовым брокером, а тут такой масштаб, конечно, я сразу принял предложение, когда меня позвали заниматься большими делами в родной стране». К тому же тут он не обычный «мистер аль-Мубарак», а «его превосходительство», и кроме вопросов туризма также активно вовлечен в строительство: эмират Абу-Даби строится в бешеном ритме, и большими инфраструктурными объектами руководит Мохамед. Louvre Abu Dhabi — гордость региона — был построен под его присмотром именитым французским архитектором Жаном Нувелем.
К ночи русская «антиконференция» предсказуемо закончилась ночным хоровым пением под гитару и задушевными беседами. А наутро море «заработало»: там прямо возле пляжа плясали десятки дельфинов.
Итогом первого слета комьюнити стало объявление планов на будущий год: весной 2020 года в Абу-Даби в партнерстве c местным креативным кластером TwoFour54 откроется постоянно действующий кластер Russia Creates, где будут представительства российских стартапов из креативных областей — IT, инновационные банковские продукты, медиа-, фото- и видеопродакшн, анимация, кино, развлечения, здоровое питание. У всех будет доступ и к инновационному кулинарному цеху, и к продакшн-студиям и съемочным павильонам.
«Кстати, вы в курсе, что иностранным продакшнам — то есть тем компаниям, кто делает съемки и продакшн в Абу-Даби, — делают 30-процентный кэшбэк по завершении проектов? — спрашивает Сергей Колушев. — Это невиданные условия. В перспективе у меня — продажи идей и “приземление” проектов в Эмиратах или Саудовской Аравии. В последней вообще целая программа, рассчитанная на ближайшие 30 лет и нацеленная на превращение Саудовской Аравии в центр индустрии развлечений. Власти планируют привлечь огромные потоки туристов со всего мира, и на развитие инфраструктуры выделен гигантский бюджет — 68 млрд долларов. Я считаю, что российские компании должны участвовать в реализации этой программы. У нас есть что предложить и что показать, начиная с ресторанного бизнеса и заканчивая развлекательными парками с российской тематикой».