Петр Кирьян: О чем тревожились россияне в 2019 году
Новый год перенасыщен итогами 2010-х годов и прогнозами. Обе эти затеи популярны, но как жанр уже приелись. Гораздо интересней сделать снимок реальности и увидеть, какие мы сегодня, что у нас на уме. Как поет певица Manizha, «сегодня больше не случится».
Личные аккаунты в соцсетях позволяют точно понять, что в топе тревог у страны. Хорошая новость: люди всегда остаются людьми. И если оставить за скобками распространенные фобии вроде боязни летать или тяжелой болезни, то их беспокоят всего два типа вещей.
Первый можно обозначить как климат в обществе: калейдоскоп политических новостей (как правило, за пределами официальной новостной повестки); диалог власти и общества или его отсутствие в локальных проблемах, включая силовой диалог Росгвардии и протестующих; различные ограничения личного пространства или свободы, идущие сверху.
Второй тип — это бытовые риски, которые воспринимаются как прямая угроза жизни, то, что влияет на жизнь каждого в прямом смысле этого слова.
Если найти хорошую рубашку с огурцами, одолжить у знакомого GoPro и войти в образ Леонида Парфенова, то «События, люди…» 2019 года на основе «Индекса тревожностей» будут состоять из выбросов в Сибае, серии резонансных авиационных и дорожных происшествий, лесных пожаров и наводнений. Рядом будет полный набор тем из пыльной книги под названием «Внешняя политика» — тут есть и противостояние в Керченском проливе России и Украины, и конфликты США со всем миром. Одним словом, внешний мир глазами новостей на Первом канале и «России-1».
И тут снова хорошая новость: если судить по соцсетям, граждане очень хорошо отделяют одно от другого. Сирийская кампания или очередной раунд Минских встреч мозг давно определяет в категорию «оперетта», а обширные лесные пожары — в актуальные значимые темы. Навык чтения между строк не утрачен, что надо узнать — разузнаем, что недосказано — прочитаем или увидим на YouTube. Да, официальная повестка заходит в интернет, но органически там не выживает.
Но есть и плохая новость. Окончательная и безоговорочная победа интернета как бытового источника новостей и досуга гражданина высветила то, что раньше было недоговоренным, оставалось за скобками. Россия разбилась на две страны, общество поделилось по двум повесткам. Никаких стен или непроницаемых барьеров нет, но повестка условной Москвы, куда можно отнести все города-миллионники, и повестка большой страны за пределами городских кольцевых идут разными курсами. Это хорошо видно не только по набору тревог в «Индексе тревожности», которыми делятся люди в разных концах страны, но и по интегральным показателям, таким как напряженность или тревожность отдельных регионов.
Если замерить все тревоги за год в каждом регионе, оценить интенсивность обсуждения проблемных вопросов и вовлеченность людей в них, то станут видны два полюса. На первом будут сгруппированы Москва и Санкт-Петербург, Иркутск, Челябинск и Красноярск. Это «тревожные» территории, тут градус обеспокоенности вопросами национальной и локальной повестки выше, чем в Мордовии, Чечне или на Камчатке. Этот разлом очень заметен, он не меняется от квартала к кварталу и ясно прослеживается по реакции людей на резонансные новости, которые выходят на национальный уровень.
[bigallery list="2150192"]
В 2019 году российское общество также разделилось по уровню проблем, которые беспокоят разные его части. Скажем, для Москвы (в широком, а не географическом смысле) важны такие вопросы, как регулирование интернета, закредитованность, качество работы правоохранителей. Это разные темы, которые не только фиксируются как проблема настоящего — работа с ними определяет завтрашний день. Это повестка со знаком минус, но повестка, обращенная вперед, в будущее.
Если мы посмотрим на жизнь за Уралом, то мы встретим тревоги совершенно иного свойства. Первое — брошенность, люди ощущают себя один на один с проблемами. И причиной тому не только стихийные бедствия или экологические проблемы, играют роль и такие бытовые беды, как бездомные собаки и медведи, которые выходят на окраины городов и атакуют людей. Да, в XXI веке вопросы физического выживания и безопасности могут быть важнее пенсионной реформы или качества школьного образования.
Две страны снова становятся одной, когда они приходят лечиться или идут за лекарством в аптеку. Казалось бы, нас должны объединять общая история и вопросы будущего в национальной повестке. Но нет, в реальной жизни страна едина в вопросе борьбы за личное здоровье и качество лечения. Таков интегральный итог 2019 года, если подводить его по тысячам личных постов и сториз, а также по кликам на заголовки.