«Когда-нибудь помогут и нам». Соцработники и волонтеры о работе в период эпидемии
«Мы на передовой, практически наравне с медиками»
Елена Савицкая, 41 год, социальный работник ТЦСО «Бабушкинский»
У меня высшее педагогическое образование, но последние 10 лет я занимаюсь социальной работой. Я приношу бабушкам и дедушкам продукты, лекарства, товары первой необходимости, сопровождаю их в поликлинику и делаю для них много еще чего, потому что им в силу возраста и состояния здоровья самостоятельно не справиться. Мои подопечные доверяют мне, поэтому, когда я попросила их для их же безопасности не выходить из дома, они послушались.
В период эпидемии коронавируса на социальных работников возложили еще одну задачу — обеспечить потребности москвичей старше 65 лет. Теперь они обращаются в call-центр, который принимает заказы, а мы их выполняем. Заказывают в основном продукты и лекарства, но бывают и нестандартные просьбы: бабушка, которая раньше пенсию в Сбербанке получала, попросила, чтобы теперь почтальон приносил деньги к ней домой. Работы сейчас стало больше. Мы на передовой, практически наравне с медиками. Ну а кто кроме нас? На время карантина мы договорились со своими постоянными подопечными, чтобы они по возможности заказывали продукты сразу на неделю. Тогда мы можем высвободить время для большего числа людей. Конечно, сильно устаешь, но когда видишь, что люди тебе благодарны, что ты им нужен — это дорогого стоит.
Не буду лукавить, мне страшновато работать в такое время: я же хожу в магазины, аптеки, поликлиники, контактирую с множеством людей. Но ведь по-другому нельзя. Я стараюсь отбросить плохие мысли и просто работать. Конечно, мы используем маски, одноразовые перчатки, спиртовые салфетки и спреи. А еще я стараюсь держать дистанцию с пожилыми людьми — это ведь группа риска. Понятное дело, что бабушки и дедушки часто хотят со мной просто пообщаться, но в период эпидемии я предлагаю им не подвергать себя риску и поговорить по телефону. Они не обижаются, относятся к моей просьбе с пониманием.
Вообще, старшее поколение — очень дисциплинированное в основной массе. Если их просят не выходить на улицу, значит, так правильно, они и не выходят. Но и тут бывают исключения. На днях я остановила на улице незнакомую бабушку, которая не спеша прогуливалась: «Слышали, что заболеваемость высокая? Вам нельзя выходить из дома». Она очень агрессивно отреагировала: ответила, что все знает, но ее никто не остановит, она погуляет и только потом пойдет домой. Но, повторюсь, такие ситуации — исключение. Наши бабушки и дедушки сидят дома и не паникуют: «Переживем как-нибудь!»
«Если бы не эпидемия, я бы, возможно, никогда не стала волонтером»
Анастасия Нестеренко, 29 лет, волонтер центра «Моя карьера»
По образованию я экономист-финансист и маркетолог, но по призванию — грумер и хендлер. Уже 17 лет занимаюсь собаками: с детства легко нахожу с ними общий язык. Я никогда раньше не занималась волонтерством, это мой первый опыт. Получилось случайно: увидела объявление о поиске волонтеров для прогулок с собаками в фейсбуке у известного хендлера Натальи Троц и, не раздумывая, ей написала. С началом карантина у меня появилась масса свободного времени, почему не помочь? Тем более моя собака сейчас живет у родителей, поэтому я могу выгуливать чужих. Думаю, это лучшее, что могло со мной случиться в этом году.
Центр «Моя карьера» организовал в Москве мобильный штаб волонтеров, которые помогают пожилым владельцам собак с выгулом. С утра просыпаешься, успеваешь только умыться, садишься в машину и едешь, чтобы выгулять животное. На каждый выгул штаб выделяет одноразовые маски и перчатки.
Поначалу некоторые хозяева относятся ко мне с недоверием, особенно если собака не очень контактная. Например, есть у меня такса Джек — себе на уме парень, не особо доверчив к людям и не понимает, почему с ним не «мама» гуляет. Но на третью прогулку уже выбежал ко мне, виляя хвостом. Бывает и по-другому: папильон Джина сразу залетела мне на руки — у хозяйки прямо отлегло от сердца. А вот старенький мопс Элвис, видимо, познал дзен и ему все равно, кто его будет выгуливать. Смотрит на меня меланхолично: «А, сегодня ты? Ну, ладно, пойдем». Хозяйка Элвиса совсем старенькая, ей не то что ходить — стоять тяжело. Так что тут и самим пенсионерам хорошо, что их кто-то разгрузить может.
Я расстраиваюсь, когда вижу людей, особенно пожилых, которые гуляют с собаками без масок. Я еще могу понять, если у них крупная собака, которая с посторонним человеком просто никуда не пойдет, но у большинства пенсионеров маленькие декоративные собачки… Так почему не попросить волонтеров о помощи?
Никто из знакомых не говорил: «Зачем это тебе?» Переживают только, что я в такое опасное время выхожу на улицу. А так практически все говорят, что волонтеры делают большое дело. Искренняя благодарность окрыляет! Я планирую и дальше волонтерить, это одухотворяет и наполняет жизнь смыслом. Возможно, если бы не случилось эпидемии, я бы никогда не задумалась о волонтерстве.
«Когда вижу бодрых старичков, мне становится как-то легче»
Екатерина Царебулева, 45 лет, социальный работник ТЦСО «Алексеевский»
Уже 15 лет, как я стала социальным работником: я уважаю пожилых и считаю, что должны быть люди, которые им помогут. Когда-нибудь помогут и нам.
Работы у нас прибавилось. Много людей звонят, заказывают продукты и лекарства. Я поначалу думала, кто-то из наших испугается, будет отказываться, но нет. Работаем слаженно. Сейчас мы обслуживаем еще и жителей района старше 65 лет, которые решили не выходить на улицу. Вчера я обслужила восемь человек. Меня постоянно приглашают в квартиру, но я не вхожу, чтобы не рисковать здоровьем бабушек. Если бы не эпидемия, я бы зашла, познакомилась.
Мне было страшно первые два дня, когда по WhatsApp массово рассылались панические новости и видео, часто фейковые. Я даже плакала, так мне было жалко людей. А потом я поехала на работу, обошла квартиры и вижу, что пожилые люди бодрые — сразу как-то легче стало. Я больше не думаю о плохом, но тщательно мою руки, регулярно меняю маску и бахилы.
Все мои соседи, а это в основном старшее поколение, сидят дома. Иногда они просят меня купить что-то по дороге домой. Не отказываю. Родители мои уехали на дачу. Я очень уважительно отношусь к пожилым людям, но на днях не выдержала. В пятницу купила продукты для четырех своих бабушек, разложила на ленте. За мной на кассе встала бабушка с двумя лимонами в руках — ничего больше. Видя, что у меня много покупок, она спросила, не могу ли я пропустить ее вперед. Впервые в жизни я отказала: «Меня ждут четыре пожилых человека. Они законопослушные, сидят дома, не хотят заразиться и других заражать. У вас какая надобность выходить? Два лимона? Ради них вы так рискуете?» Бабушка возмущаться стала, что ей нужна свобода и возможность подышать свежим воздухом. Но меня поддержала кассирша.
Лет десять назад моя мама-врач сказала: «Только родственникам не говори, что ты соцработник. Дедушка генерал был, а ты соцработник!» А сейчас гордится мной: «Ты, прямо как я, в эпидемию работаешь!»
Как стать волонтером и куда звонить, если вам нужна помощь
Поддержать пожилых москвичей в период самоизоляции в Москве готовы уже более 800 волонтеров. Их обучают на базе центра «Моя карьера». Присоединиться к волонтерскому движению могут люди в возрасте от 18 до 50 лет, имеющие опыт работы в социальной сфере или в благотворительности, для этого нужно оставить заявку на сайте. Кроме того, помочь пенсионерам можно, присоединившись к акции «МыВместе».
8 495 870 45 09 — помощь соцработников и волонтеров в доставке на дом продуктов и лекарств.
8 800 200 34 11 — круглосуточный колл-центр штаба ОНФ и волонтеров-медиков «Мы вместе» по оказанию помощи пожилым и маломобильным гражданам.
051 (с городского) или 8 495 051 (с мобильного) — психологическая помощь
msph.ru — консультация психолога в онлайн-чате
ya-doma.ru — агрегатор добрых дел «Я дома»