Лучшее за неделю
24 апреля 2020 г., 13:36

Владелец химчисток Давид Тащян: «Отсрочка — это масштабирование долгов». Как выживают компании в «коронакризис»

Читать на сайте
Фото: Личный архив Давида Тащяна

Мой основной бизнес — сеть химчисток «Бьянка». Эта отрасль вошла в список наиболее пострадавших от коронавируса. Как только начался период самоизоляции, выручки резко упали и компания оказалась в тяжелых условиях. Сначала был шок, но важно было оперативно отреагировать, поэтому довольно быстро пришло принятие ситуации. Сейчас уже есть понимание того, как бизнес будет жить и развиваться дальше. 

Наша сеть — одна из немногих, кто продолжил работать в отрасли. Главным образом это связано с тем, что еще пару лет назад мы начали активно развивать диджитал-направление, то есть на момент пандемии у нас был действующий канал онлайн-продаж. Сейчас практически все розничные точки закрыты, и онлайн-заказы стали основным источником дохода. Работает это так: к клиенту приезжает курьер, забирает вещи и отвозит их на фабрику, после чистки одежда возвращается. Мы уделяем большое внимание безопасности: водители носят очки, перчатки и маски, на фабрике тоже все это используется, а также регулярно проводится дезинфекция, сотрудникам измеряют температуру.  

Как будут обстоять дела дальше, прогнозировать сложно — все будет зависеть от потребительского спроса, но пока мы не уволили ни одного человека. Во многом это связано с тем, что мы адаптировали производство к новым условиям и переориентировали сотрудников: разработали под нашим брендом антисептики и начали отшивать тканевые маски. Мы также наращиваем оборот онлайн-продаж. 

Какое-то время это позволит оставаться на плаву. Но, конечно, в такой критической ситуации очень важна поддержка государства. Нам же, по факту, сказали, что бизнес будет справляться сам. Слово «отсрочка» по сути является масштабированием долгов, «карантин», который относится к форс-мажору, у нас не вводят, схема кредитования запутанная и непонятна даже самим банкам. 

Фото: Химчистка «Бьянка»

Для розницы один из самых существенных вопросов — это аренда. Нам повезло, и со многими арендодателями удалось договориться. К примеру, если какая-то наша точка открыта и там идут продажи, мы отдаем арендодателю процент с оборота. Все эти договоренности основаны на личных отношениях, которые выстраивались годами. Конечно, везде по-разному. Кто-то отнесся с пониманием, кто-то — потребовал аренду. К последним относятся торговые центры, которые находятся в очень тяжелой ситуации. Банки требуют от них деньги, они должны платить налоги, но выручка сейчас нулевая. Думаю, что какие-то весомые меры в отношении торговых центров должны быть приняты государством обязательно, иначе это повлечет за собой череду серьезных проблем и банкротств. 

Я не знаю, что будет с российским бизнесом дальше, но любая компания очень сильно закаляется, когда сотрудники проходят вместе через такие испытания. Наша команда уже сталкивалась с кризисом, и мы многому научились: быстрой коммуникации и принятию решений, гибкости, цифровизации. Сейчас нам это очень помогает, мы быстро адаптируемся ко всем изменениям.  

После кризиса передел рынка во всех отраслях неминуем. Пандемия COVID-19 ускорила переход бизнеса в онлайн, о котором все так долго говорили. Те, кто не сможет ускориться, будут очень долго адаптироваться к новым реалиям и тратить деньги на длительное восстановление вместо того, чтобы тратить их на трансформацию и развитие бизнеса. 

А в сегодняшних обстоятельствах выживут те, кто умеет оперативно реагировать на ситуацию. Здесь я могу привести пример еще одной своей компании 3D Plus, которая занимается эксплуатацией недвижимости. У нас около 2000 клиентов, в основном ресторанные сети. Как только кризис начался, наш бизнес практически «закончился». Дебиторская задолженность выросла в два раза. Нас спасло управленческое решение — мы перестали работать в постоплату с середины марта и перешли на предоплату. Были непонимания, споры с клиентами, но это позволило выплатить зарплату сотрудникам за март. Дальше встал вопрос о сохранении рабочих мест и бизнеса в принципе. И мы очень быстро поняли, что нужно сделать, чтобы адаптироваться. Деятельность компании мы переориентировали на услугу дезинфекции помещений. Если кратко, то мы не только смогли выжить, но и начинаем зарабатывать на этом. Это точка роста, новая возможность, которая позволит нам пройти кризис без потерь, сохранить зарплату и все рабочие места, а также как-то помочь обществу в борьбе с коронавирусом. 

«Сноб» совместно с Ассоциацией независимых директоров запускает серию материалов в рамках рубрики «Лучше будет», где эксперты и представители малого и среднего бизнеса будут говорить о проблемах, с которыми столкнулись разные отрасли во время пандемии, рассказывать, как лично им удалось переориентировать свой бизнес и в чем они видят возможности для роста.

Если вы хотите задать вопросы экспертам и членам Ассоциации независимых директоров, это можно сделать на онлайн-заседаниях цикла «Открытый совет директоров. Антикризисная повестка».

Подготовила Саша Чернякова

Обсудить на сайте