Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

Владелец химчисток Давид Тащян: «Отсрочка — это масштабирование долгов». Как выживают компании в «коронакризис»

Владелец сети химчисток «Бьянка» Давид Тащян — о том, что происходит в отрасли, как ему удалось переориентировать бизнес в условиях кризиса и можно ли заработать во время пандемии
24 апреля 2020 13:36
Фото: Личный архив Давида Тащяна

Мой основной бизнес — сеть химчисток «Бьянка». Эта отрасль вошла в список наиболее пострадавших от коронавируса. Как только начался период самоизоляции, выручки резко упали и компания оказалась в тяжелых условиях. Сначала был шок, но важно было оперативно отреагировать, поэтому довольно быстро пришло принятие ситуации. Сейчас уже есть понимание того, как бизнес будет жить и развиваться дальше. 

Наша сеть — одна из немногих, кто продолжил работать в отрасли. Главным образом это связано с тем, что еще пару лет назад мы начали активно развивать диджитал-направление, то есть на момент пандемии у нас был действующий канал онлайн-продаж. Сейчас практически все розничные точки закрыты, и онлайн-заказы стали основным источником дохода. Работает это так: к клиенту приезжает курьер, забирает вещи и отвозит их на фабрику, после чистки одежда возвращается. Мы уделяем большое внимание безопасности: водители носят очки, перчатки и маски, на фабрике тоже все это используется, а также регулярно проводится дезинфекция, сотрудникам измеряют температуру.  

Как будут обстоять дела дальше, прогнозировать сложно — все будет зависеть от потребительского спроса, но пока мы не уволили ни одного человека. Во многом это связано с тем, что мы адаптировали производство к новым условиям и переориентировали сотрудников: разработали под нашим брендом антисептики и начали отшивать тканевые маски. Мы также наращиваем оборот онлайн-продаж. 

Какое-то время это позволит оставаться на плаву. Но, конечно, в такой критической ситуации очень важна поддержка государства. Нам же, по факту, сказали, что бизнес будет справляться сам. Слово «отсрочка» по сути является масштабированием долгов, «карантин», который относится к форс-мажору, у нас не вводят, схема кредитования запутанная и непонятна даже самим банкам. 

Фото: Химчистка «Бьянка»

Для розницы один из самых существенных вопросов — это аренда. Нам повезло, и со многими арендодателями удалось договориться. К примеру, если какая-то наша точка открыта и там идут продажи, мы отдаем арендодателю процент с оборота. Все эти договоренности основаны на личных отношениях, которые выстраивались годами. Конечно, везде по-разному. Кто-то отнесся с пониманием, кто-то — потребовал аренду. К последним относятся торговые центры, которые находятся в очень тяжелой ситуации. Банки требуют от них деньги, они должны платить налоги, но выручка сейчас нулевая. Думаю, что какие-то весомые меры в отношении торговых центров должны быть приняты государством обязательно, иначе это повлечет за собой череду серьезных проблем и банкротств. 

Я не знаю, что будет с российским бизнесом дальше, но любая компания очень сильно закаляется, когда сотрудники проходят вместе через такие испытания. Наша команда уже сталкивалась с кризисом, и мы многому научились: быстрой коммуникации и принятию решений, гибкости, цифровизации. Сейчас нам это очень помогает, мы быстро адаптируемся ко всем изменениям.  

После кризиса передел рынка во всех отраслях неминуем. Пандемия COVID-19 ускорила переход бизнеса в онлайн, о котором все так долго говорили. Те, кто не сможет ускориться, будут очень долго адаптироваться к новым реалиям и тратить деньги на длительное восстановление вместо того, чтобы тратить их на трансформацию и развитие бизнеса. 

А в сегодняшних обстоятельствах выживут те, кто умеет оперативно реагировать на ситуацию. Здесь я могу привести пример еще одной своей компании 3D Plus, которая занимается эксплуатацией недвижимости. У нас около 2000 клиентов, в основном ресторанные сети. Как только кризис начался, наш бизнес практически «закончился». Дебиторская задолженность выросла в два раза. Нас спасло управленческое решение — мы перестали работать в постоплату с середины марта и перешли на предоплату. Были непонимания, споры с клиентами, но это позволило выплатить зарплату сотрудникам за март. Дальше встал вопрос о сохранении рабочих мест и бизнеса в принципе. И мы очень быстро поняли, что нужно сделать, чтобы адаптироваться. Деятельность компании мы переориентировали на услугу дезинфекции помещений. Если кратко, то мы не только смогли выжить, но и начинаем зарабатывать на этом. Это точка роста, новая возможность, которая позволит нам пройти кризис без потерь, сохранить зарплату и все рабочие места, а также как-то помочь обществу в борьбе с коронавирусом. 

«Сноб» совместно с Ассоциацией независимых директоров запускает серию материалов в рамках рубрики «Лучше будет», где эксперты и представители малого и среднего бизнеса будут говорить о проблемах, с которыми столкнулись разные отрасли во время пандемии, рассказывать, как лично им удалось переориентировать свой бизнес и в чем они видят возможности для роста.

Если вы хотите задать вопросы экспертам и членам Ассоциации независимых директоров, это можно сделать на онлайн-заседаниях цикла «Открытый совет директоров. Антикризисная повестка».

Подготовила Саша Чернякова

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Это первый текст нового цикла «Лучше будет». Если вы представитель сферы, которая сейчас по всем прогнозам аналитиков и хедхантеров «умирает», но вы не согласны с этим — напишите нам свою историю и как вы видите развитие вашей индустрии на адрес opinion+jivi@snob.ru. Лучшие тексты будут опубликованы на «Снобе». Мы начнем с туризма, самой уязвимой индустрии. О ее нынешних трудностях и путях их преодоления рассказывает Майя Котляр, основатель компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel
Данил Махницкий
Меня зовут Данил Махницкий, я социолог, бывший сотрудник Проектного офиса Минфина России, аспирант РАНХиГС, автор самого…
Аяз Шабутдинов
Предприниматели, которые сейчас на всех углах кричат, что все пропало (особенно это видно в ленте на Facebook), на самом…