Вы заразный или с пропуском? Как автомобильные штрафы помогут победить COVID-19 в Москве. «Слышь, вирус, а корона не жмет?» Выпуск #8
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Наш подкаст на других платформах:
Apple Podcasts
Google Podcasts
CastBox
Яндекс.Музыка
Spotify
SoundCloud
ВКонтакте
YouTube
Первый выпуск
Второй выпуск
Третий выпуск
Четвертый выпуск
Пятый выпуск
Шестой выпуск
Седьмой выпуск
Текстовая версия
Всем привет. Это восьмой выпуск подкаста «Слышь, вирус, а корона не жмет?». Меня зовут Никита Павлюк-Павлюченко. В начале вы слышали голос Петра Шкуматова — журналиста и координатора общественного движения «Синие ведерки». Мы с Петром обсудим автомобильные штрафы. Их уже начали получать московские водители за езду по городу на машинах, чьи госномера не привязаны к цифровому пропуску. Кроме того, мы поговорим о том, как эти самые штрафы оспорить, и чуть-чуть затронем работу такси.
Ɔ. Перед нашим разговором, а записываемся мы во вторник, 28 апреля, пришел первый штраф. Напомню нашим слушателям, что с 22 апреля автовладелец признается нарушителем режима самоизоляции, если государственный номер его машины не вписан в цифровой пропуск. Это значит, что такого автомобилиста ждет штраф в 5 тысяч рублей. Петр, «Коммерсантъ» ссылается на данные из вашей группы «Синие ведерки», ты уверен, что это действительно первый штраф?
Поскольку сейчас сообщество составляют порядка 300 тысяч автомобилистов, в основном — из Москвы и Санкт-Петербурга, то ни один штраф не проходит мимо нас. Конечно, мы не уверены, что это именно первый штраф. Но то, что он один из первых, — это точно. Я сегодня ночью посмотрел личные сообщения, и да, действительно, штрафы начали выписывать.
Ɔ. Я просто видел в группе «Синих ведерок» пост человека, который якобы уже успел за один день собрать штрафов на 250 тысяч рублей? Почему такая сумма? Потому что была информация, что штраф будет приходить с каждой камеры, под которой вы проехали, не привязав цифровой пропуск к машине. Мне почему-то кажется, что это фейк.
У нас нет подтверждения этой информации. Я обратил внимание, что в информационном пространстве появилось огромное количество странных людей (мы обычно называем их ботами), которые начали синхронно кричать, что их оштрафовали, но при этом никаких доказательств штрафов они не приводят. Поэтому мне кажется, что это спланированная PR-кампания, для того чтобы еще больше запугать москвичей.
Ɔ. Мне тоже кажется, что все эти штрафы и разгоняемая вокруг них истерика — это такой спектакль. Цель — напугать автомобилистов, чтобы те сидели дома. Объясню, почему я так думаю. Мы с тобой раньше не раз обсуждали запуск проверки полисов ОСАГО с помощью автоматических комплексов. Несколько лет подряд шли об этом разговоры. Но та система так и не заработала. Почему же тогда должна заработать эта, да еще и в такие сжатые сроки?
Я с тобой абсолютно согласен. На текущий момент штрафы приходят только с одной камеры — той, что установлена на внутреннем ТТК, Спартаковская площадь, дом 16/15, в районе Комсомольской площади.
Ɔ. А где ты эту информацию посмотрел?
По номеру постановления. Мне уже прислали три штрафа, и они все с одной камеры. Так что, я полагаю, здесь все довольно очевидно.
Ɔ. Ты предлагал водителям обратиться к тебе, если есть желание такие штрафы оспорить и посудиться с мэрией. Кто-то написал уже?
Пока я не обнаружил ни одного человека, который хотел бы посудиться с мэрией. Но это из-за того, что штрафы начали приходить только вчера вечером и сегодня ночью. После решения Верховного суда, которое было принято 21 апреля, все эти штрафы будут отменены со стопроцентной вероятностью. Гражданам надо всего лишь написать заявление. Никаких шансов сохранить эти штрафы у мэрии не будет. Я думаю, сейчас мэрия будет проверять, сколько людей из числа оштрафованных обратится в суд. Для судов это дополнительная нагрузка, особенно, если речь будет идти о десятках или сотнях тысяч жалоб. В итоге судебная система будет парализована, а она и так парализована из-за коронавируса. Поэтому мы подготовим стандартную жалобу и призовем всех отправлять жалобы в суд через Почту России.
Ɔ. А какая позиция у Верховного суда? Почему ты уверен, что у водителей получится победить в суде?
У Верховного суда очень простая позиция. Кодекс об административных правонарушениях позволяет использовать фото- и видеофиксацию только для фиксирования нарушений правил дорожного движения и нарушений в области благоустройства. Поэтому штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, зафиксированные с камер, априори незаконны. Также Верховный суд заявил, что региональные кодексы об административных правонарушениях в данном случае вообще не применимы, потому что они дублируют нормы федерального законодательства. По этим двум моментам может быть отменен любой штраф. Более того, я призываю всех водителей отправлять жалобы сразу в суд, потому что судебная система, если окажется перегруженной, выступит на стороне водителя. Не надо идти оплачивать или обжаловать штрафы в МАДИ, надо сразу идти в суд. Иначе получится, что МАДИ, которая вынесла штраф, сама же этот штраф будет рассматривать. Это нонсенс: люди жалуются туда, где их оштрафовали. Такого быть не должно, жаловаться нужно в более-менее независимую структуру. Там хотя бы есть шанс на рассмотрение по существу.
Ɔ. Ты говоришь, что с этими штрафами нужно идти в суд. Но кто готов с нашими судами связываться? Многим легче заплатить и забыть, учитывая возможные судебные издержки.
Я очень надеюсь, что люди не остановятся и обратятся в суд, даже несмотря на необходимость сходить на Почту России. В сложившихся условиях огромное количество людей потеряли работу, у них заканчиваются деньги. Пять тысяч рублей — это уже не та сумма, из-за которой не имеет смысла бороться. Это во-первых. Во-вторых, я абсолютно возмущен беззаконием, которое творится в Москве. Мне этого достаточно. Да, я пойду и посужусь по всем штрафам! Никаких проблем. Более того, можно написать заявление в Роскомнадзор на основании административных штрафов, чтобы узнать, например, откуда МАДИ получила данные.
Ɔ. Ну, тут еще вопрос в том, сколько среди оштрафованных будет тех, кто пытался привязать цифровой пропуск к машине, но он не привязался. Вот, например, возвращаясь к случаю, который мы обсуждали в начале: в Департаменте транспорта заявили, что водитель «допустил ошибку при вводе номера, из-за чего и получил штраф».
На самом деле, я хочу заострить внимание на другой проблеме: почему штрафы выписываются автомобилистам? Это вообще что? Борьба с коронавирусом или с автомобилистами? С точки зрения здравого смысла, человек, который едет в железной коробке, ограниченный стеклами, корпусом автомобиля, с отдельной системой вентиляции, даже теоретически, если захочет, не сможет никого заразить! Наоборот, уже признано, что личный автомобиль — самый безопасный способ передвижения в условиях вируса. По идее, власти должны стимулировать использование личного транспорта и закрывать общественный, потому что общественный транспорт — рассадник заболеваний. Та же самая история с парковками. Почему парковки не стали бесплатными? Почему до сих пор работают «Помощники Москвы» (мобильное приложение, которое позволяет жителям города сообщать властям о нарушениях на дорогах. — Прим. ред.), инспекторы, парконы? На них что, вирус не распространяется? Они бессмертные? Кажется, бюджету очень нужны деньги. Они не могут приостановить добычу денег из людей ни при каких обстоятельствах, даже в условиях, когда, по идее, людям надо помогать.
Ɔ. Да, была информация, что можно собрать один миллиард рублей, штрафуя тех, кто ездит без привязки машины к цифровому пропуску.
Да, и не просто один миллиард, а полтора миллиарда рублей, и не за один день, а за каждый день! Это отличный бизнес: можно просто жить на штрафах, тогда и на бордюры, и на плитку хватит! Но на медицину не хватит, конечно.
Ɔ. Еще одно, лично мне не очень понятное решение — запретить работу такси премиум-класса. Я имею в виду такие сервисы, как Wheely. Гендиректор Wheely Антон Чиркунов даже опубликовал обращение к Сергею Собянину на страницах «Коммерсанта». Он просит отменить этот запрет.
Это безумная история! Дело в том, что такси в Москве — еще один достойный пример для Кафки. Если говорить о безопасных способах передвижения, то это не только личный автомобиль, но и такси. Такси делятся на три группы: экономкласса, в котором преимущественно работают мигранты, комфорт-класса, в котором меньше мигрантов, и машины бизнес-класса. Такси бизнес-класса — это машины без «шашечек», не желтого цвета, у них нет всех атрибутов такси. Поскольку у такого такси тариф гораздо выше, чем в экономе, водители этих автомобилей тщательно отобраны, машины дезинфицируются не раз в сутки, а после каждого пассажира. Деньги на подобные процедуры у водителей есть. Эти автомобили бизнес-класса — самые безопасные с точки зрения передвижения на общественном транспорте. Вместо того чтобы закрыть общественный транспорт, то же самое метро, и обеспечить нормальное функционирование такси, обеспечить бесплатную дезинфекцию этих автомобилей на городском уровне, разрешить передвижение на личных автомобилях, отменить плату за парковку, отменить штрафы за нарушение правил остановки и стоянки, мэрия запрещает все самые безопасные способы передвижения и одновременно заставляет работать самые опасные. Как это назвать? Это абсолютное безумие!
Ɔ. А чем юридически обычное эконом-такси отличается от, допустим, черного мерседеса, который приезжает по тарифу «бизнес»?
Тариф «бизнес» не запрещался, запрещались перевозки по конкретному виду деятельности, то есть именно заказные перевозки. Конечно, когда они это делали, имелись в виду организованные перевозки автобусами. То есть перевозка пассажира на автомобиле бизнес-класса того же самого Wheely ничем юридически не отличается от перевозки людей на туристическом автобусе, поэтому и запретили всех.
Ɔ. Сейчас в интернете появилось много видео, на которых водители общаются с сотрудниками ГИБДД, требующими разные справки и пропуски. Чаще всего это бессмысленный спор, но иногда дело доходит до угроз. Дикая путаница! Опять рядовых сотрудников сделали крайними. Они иногда меньше самих водителей знают, что происходит.
В действительности почти все полицейские — абсолютно нормальные люди. Конечно, иногда попадаются странные и недобросовестные служители порядка, но подавляющее количество людей, которое стоит на дороге, такие же люди, как и мы. Наверное, не надо провоцировать человека на какие-то эмоции. Им и так тяжело. Он стоит и останавливает людей, подвергает риску заражения себя и своих близких. Это люди, которых бросили на амбразуру. Всегда можно найти общий язык с практически любым полицейским, не прибегая к повышенным тонам и угрозам написать жалобу. Я рекомендую нормально общаться со всеми, с кем вы встретитесь на дорогах. Все мы — люди, здесь нужно деликатно подходить к этому вопросу: у всех свои обстоятельства.