Наш подкаст на других платформах:

Apple Podcasts
Google Podcasts
CastBox
Яндекс.Музыка
SoundCloud
ВКонтакте
YouTube

Первый выпуск
Второй выпуск

Текстовая версия

Всем привет. Это Никита Павлюк-Павлюченко и подкаст проекта «Сноб», который, напомню, называется «Слышь, вирус, а корона не жмет?». В среду Владимир Путин объявил следующую неделю нерабочей. Предложил всем нам не надеяться на русский «авось» и спокойно посидеть на карантине. Хотя почему он продлится всего неделю, если инкубационный период коронавируса около 14 дней, не очень понятно. Ну и ладно. Главное, теперь в коронавирусное «заточение» попадут те, кто раньше призывы властей игнорировал. По крайней мере должны попасть. Поэтому третий выпуск подкаста я посвятил карантину. Как не сойти с ума, что делать с неугомонными детьми и почему туалетная бумага стала дороже золота? На эти вопросы мы и будем искать ответы. Моим третьим гостем стала Катерина Мурашова, семейный психолог и один из самых популярных авторов «Сноба».

Ɔ. Здравствуйте, Катерина. Сейчас очень много людей оказались в непривычных для себя обстоятельствах — на карантине. Многие пишут в соцсетях, что постоянно находиться дома оказалось очень сложно. Почему? Ведь это давняя мечта многих — работать, не вылезая из пижамы. В чем сложность?

Мы так устроены, в особенности современные люди, потому что они воспитаны как личности, а не как винтик системы: они с трудом переносят внешнее насилие. Дело не в том, что им тяжело работать в пижаме или неделю не выходить из дома, а в том, что это подчинение обстоятельствам. Я подчеркну: умение подчиняться обстоятельствам считается одним из признаков подлинно взрослого человека. Человек встречается с обстоятельствами, которые превосходят его по силе и неотвратимости, но он не падает на пол, как маленький ребенок, а принимает их.

Ɔ. То есть мы все еще дети?

Я думаю, что не все. Как вы понимаете, виднее и слышнее тех, кто громче кричит. Достаточно много людей, которые обстоятельства приняли, но вы о них ничего не знаете.

Ɔ. Еще одна сложность — правильное распределение времени. Как себя заставить жить по прежнему графику, который хотя бы чуть-чуть напоминает обычный рабочий день?

Можно составлять расписание. Однако очень небольшой процент людей способен так жить. Все-таки большинство людей живут в предлагаемых обстоятельствах. Может быть, оказавшись в изменившихся обстоятельствах, и не нужно сохранять ритм жизни, когда вы каждый день ездили в офис, тратя на дорогу 3 часа? Может быть, наоборот, нужно использовать это время, чтобы поговорить с собой, со своим организмом. Понять, когда бы вы хотели вставать и ложиться, когда вам удобно работать. То есть использовать это время для исследовательской работы, где объектом исследования являетесь вы сами.

Ɔ. Страшно звучит.

Нет, это совсем не страшно. Наоборот, это будет очень интересно. 

Ɔ. К какому выводу можно прийти через неделю?

Каждый человек придет к своему выводу. Кто-то обнаружит, что у него самые продуктивные часы те, которые он обычно тратил на сон или на походы в кафе с друзьями. Кто-то обнаружит, что он продуктивен, если работает по 40 минут с перерывами, а кто-то — что ему нужно на весь день погрузиться в работу и не останавливаться. Каждый человек уникален в этом плане и каждый найдет что-то свое, и когда все это закончится, эти находки с ними останутся.

Ɔ. Жаловаться вообще правильно? Правильно ли доставать своих друзей нытьем или этого делать все-таки не стоит?

Если мы взрослые люди и признаем взрослость других, то мы можем спросить. Например, вы мне говорите: «Катерина, вы психолог, а я очень-очень страдаю. Могу ли я вам сейчас пожаловаться?» Я вам отвечу: «Никита, я пришла с работы, я очень устала, но, разумеется, я человек и не чуждаюсь сочувствия, поэтому у вас есть три минуты». Если мы признаем за другими такую же полноценность, какую мы признаем и за собой, мы можем спросить у человека: «А могу ли я тебе пожаловаться?»

Ɔ. Что делать тем, кто сейчас остался один на один с собой, кто одинок? Как с этим справляться?

У нас есть прекрасная вещь в человеческой культуре — дневник. Его можно вести, если жаловаться совсем некому. В истории бывали случаи, когда дневники становились уникальными документами эпохи и человеческой психологии.

Ɔ. Как сейчас настроить себя на правильный лад? Я расскажу о себе: я вот начал смотреть сериал «Эпидемия», который рассказывает о том, как Москву накрыл какой-то вирус — люди очень быстро умирают, а сам город закрыт на карантин. Я его посмотрел, и, на фоне новостей из реального мира, мне стало очень не по себе. Что вы посоветуете сейчас смотреть и слушать, чтобы поберечь свое психическое здоровье?

Нужно понимать, что все люди уникальны. Да, какая-то типизация возможна, но тем не менее определенный совет для всех людей дать невозможно. Вероятно, вы еще не нырнули на дно своих страхов и вам нужно добавить этих ощущений. Мы с вами постоянно возвращаемся к теме взрослости. Нужно взять на себя ответственность, самостоятельно понять, что хочется смотреть и какие новости читать. Никто не может сказать человеку, что ему смотреть или слушать, каждый выбирает сам.

Ɔ. Катерина, можно ли сказать, что сейчас лучше подобные вещи не смотреть и себя попытаться от этого отгородить?

Нет. Кому надо оградить себя от негативного контента, тот себя оградит. Я обратила внимание, что люди сейчас очень оживленно на все реагируют. Кому-то еще недостаточно плохих новостей, мало всего этого.

Ɔ. Мне кажется, что эта типичная особенность любого неспокойного времени. Любая горячая новость, будь то крушение самолета или теракт, всегда вызывает оживление и повышенный интерес.

Не у всех людей. Не все оборачиваются на кошку, которую сбила машина. Кто-то продолжает смотреть вперед.

Ɔ. Как разделить территорию своего дома на рабочую и нерабочую и поделить пространство с членами семьи?

Нужно, чтобы у каждого была зона приватности и отдельно — общая зона. Если есть дети до восьми лет, им нужно построить домик за диваном или под столом. Дети очень любят домики, и ребенок будет достаточно много времени в этом домике проводить с игрушками и книжками. Фактически что-то подобное нужно сделать и остальным членам семьи. У человека должна быть своя зона приватности. Пусть это будет даже обычный диван.

Ɔ. Представим, что в семье, которая сидит на карантине, есть маленький ребенок. Как его развлекать? 

Родители принимают взвешенное решение, как они будут все обустраивать, и сообщают об этом ребенку. Важно, чтобы ребенок понимал, как теперь все устроено. Разграничить время, когда родители играют с ребенком, а когда работают. Важная вещь — проводить время вместе перед сном, когда все вместе садятся и, например, рисуют комиксы. И тогда ребенку всё понятно.

Ɔ. Это тоже некий распорядок дня, как и у взрослого?

Не просто некий, а прямо самый настоящий распорядок дня, благодаря которому ребенку будет понятно, сколько внимания от родителя он может получить.

Ɔ. Правильно ли я вас понял, что очень много внимания ребенку уделять не стоит? У меня простая логика: сейчас дети проводят много времени с родителями, а когда закончится карантин, родителям снова потребуется уйти на работу, а ребенку — в детский сад. Это будет некий слом психики. Так это или не так?

Нет, конечно. Ребенок быстро приспосабливается к обстоятельствам. Когда ребенок приходит в мир, он не имеет представления о том, как здесь все устроено. Ему кто-то сообщает об этом, и ребенок правила принимает. Родители должны решить, сколько им удобно уделять времени ребенку и в какой именно форме, а потом сообщить об этом ребенку и делать так, как они пообещали.

Ɔ. Как сейчас объяснить ребенку, что происходит в мире? 

Ребенок в этом плане ничем не отличается от взрослого. Единственное — это объяснение должно соответствовать возрасту ребенка. Вы сообщаете ему, что возникло вот такое заболевание, оно особо опасно для взрослых, поэтому папа и мама теперь работают из дома. Говорите, что во время прогулки не стоит трогать все подряд, а по приходе домой обязательно нужно помыть руки. И нет, все это не нужно переводить в игровую форму.

Ɔ. Как быть с подростками? Ведь у них не такая психика, как у детей и взрослых. Я говорю о бунте — желании покинуть дом и, несмотря на запрет, пойти гулять.

Родители должны проинформировать подростка о том, чем будет чревато заражение кого-то из членов его семьи. Всё. Да, у подростков не такая психика, как у детей и взрослых, но давайте все-таки расценивать их как полноценных, мыслящих существ.

Ɔ. Как быть с пожилыми родственниками? Знаю несколько примеров, когда взрослые члены семьи выходят на улицу, говоря: «Да я все равно когда-нибудь умру».

Первое, что нужно сделать, — сообщить им, что вы не готовы к их «уходу», а потом начать аргументировать. Объяснить, зачем вам нужны бабушка или дедушка. Конечно, нужно еще раз проинформировать их о рисках и рассказать, что происходит в мире. После мы предоставляем ей или ему право делать то, что хочется. Единственное исключение — недееспособные люди, за которых решение должны принимать уже мы.

Ɔ. В социальных сетях много комментариев такого рода: «Да зачем этих стариков сейчас беречь? Они умрут, а планете станет легче». Как вообще такое можно написать? Как вы можете это объяснить?

Все просто: кто-то сейчас ринулся помогать пожилым, а кто-то — в противоположную сторону. Понимаете, при любом обострении становится понятно, что «высота» личности не является в обществе чем-то стандартным. Бесконечных альтруистов мало, но и подлецов, готовых идти к своей цели по жизням других, тоже не много. Опять же сейчас видны те, кто громко кричит. Не забывайте об этом.

Ɔ. С чем связана паника и повальная скупка гречки и туалетной бумаги? Это память о 90-х?

У американцев память тогда о чем? О гражданской войне? Конечно, нет. Это попытка совладать с неопределенностью. Легче жить, когда знаешь, что у тебя есть 20 банок тушенки. Да, надолго их не хватит. Но за это время можно сориентироваться практически в любой ситуации.

Ɔ. Какой совет мы можем сейчас дать людям? Не бояться?

Как мы можем кому-то посоветовать не волноваться? Мы можем посоветовать только одно: составить план и наконец заняться вещами, на которые раньше не хватало времени. Например, может, вы давно хотели спеть в домашнем караоке с мужем или научить ребенка рисовать. Вот этот момент. На самом деле мы не бессильны. Помните об этом.