Татьяна Бурцева: В темной комнате включите свет! Как вывести из депрессии сотрудников на удаленке
По данным ВЦИОМ, уровень тревоги россиян по поводу грядущего экономического кризиса с марта по апрель вырос с 71 до 84 %. По нашим собственным исследованиям, с начала февраля число обращений на дистанционные психологические сервисы повысилось на 64–72%. Люди стараются разобраться в информационном потоке: от сводок о заболевших и умерших, прогнозов пика пандемии до новых экономических инициатив и решений. Если вы думаете, что эти вопросы не очень волнуют ваших сотрудников, то вы ошибаетесь. После месяца самоизоляции многие оказались в депрессии. Причины у всех одинаковые и у каждого свои: раздражение от постоянного нахождения в ограниченном пространстве, психологическая усталость, боязнь за себя и своих близких, страх перед завтрашним днем.
Руководители, кстати, тоже не лишены беспокойства, к житейским вопросам примешивается тревожность за собственные способности удержать бизнес и преодолеть зону турбулентности: «Я как будто несусь с крутого склона и не могу затормозить, предчувствуя падение». Частыми стали запросы к коучам: «Что мне делать, если управление бизнесом из квартиры, в которой постоянно находятся двое маленьких детей и работающая жена, требует особой ментальной твердости, а мне ее не хватает?»
В ближайшей перспективе нас ждет low touch (бесконтактная) экономика, сформированная благодаря новым привычкам и правилам, фокус которых на том, чтобы сберечь себя. Поэтому новой реальностью станет всеобщее дистанцирование, работа и управление жизнью из дома под девизом «изолироваться и разъединяться». В этих условиях надо не просто не допустить снижения продуктивности, но и сделать все для ее роста, несмотря на личные обстоятельства.
Хочу остановиться на трех решениях и советах руководителям, которые призваны помочь вернуть команде status quo.
Во-первых, надо научиться доверять персоналу, не зная наверняка, чем он занят в данный момент, трудится ли он над рабочими задачами или решает личные проблемы. Доверие и понимание на расстоянии — наша новая компетенция, которую необходимо освоить. Пришло время следовать совету Э. Хемингуэя: «Лучшая возможность узнать, можешь ли ты доверять человеку, — довериться ему». Конечно, важно подключать понятные сервисы для удаленной работы, точно ставить задачи, наконец-то поработать над обратной связью и над качеством виртуальных встреч. Нужно понимать при этом, что социальная дистанция вызывает тоску по прошлому: люди, не встречаясь лицом к лицу, лишены былых коллективных коммуникаций и единения (как же раньше согревали пара фраз в коридоре).
Во-вторых, на дистанционных совещаниях руководителю надо выделить время на небольшой разговор по принципу «все ли хорошо у вас лично и в ваших семьях?» и дать сотрудникам время выговориться и почувствовать себя частью коллектива. Это напоминает, с одной стороны, офисный разговор за чашкой утреннего кофе, а с другой стороны, предупреждает выгорание и снижение продуктивности. Тут и руководители должны делиться своими историями, как они справляются с похожими состояниями, и буквально демонстрировать модель ожидаемого поведения.
В-третьих, в дополнение к тому, что вы каждый день делаете для своих сотрудников, откройте им возможность позаботиться о своем личном пространстве онлайн с помощью специалистов. Простой и малозатратный способ проявить настоящую заботу о персонале — воспользоваться сервисами горячей линии. Это может быть городской, федеральный или корпоративный сервис поддержки со специалистами социального профиля — психологами, юристами, врачами, финансовыми консультантами, чтобы решать задачи сотрудника и его семьи. Будет полезно, если руководитель сам покажет пример, с каким запросом он звонит в поддержку, как учится доверять рекомендациям, получает содействие в своих обстоятельствах.
Эти действия помогут не накапливать переживания и негативные эмоции, сформировать цифровой навык для ближайшего будущего — решать свои правовые и финансовые вопросы мобильно и дистанционно, упорядочить личную и офисную жизнь по мере стирания границ между ними.
На мой взгляд, ощутимым результатом следования этим советам станет умение перенаправлять энергию людей от паники к созиданию. Вы получите персонал, адаптированный к новому укладу «low touch жизни», современный, мобильный и психологически устойчивый, а значит, работоспособный и энергичный.
Сегодня, опережая повсеместное наступление дистантной социальной среды, вы уже создаете контур корпоративной культуры без социального напряжения, формируете умение пользоваться психологическими услугами для контроля состояний и личной гармонии. То есть показываете выход из неопределенности в состояние личного благополучия.
И напоследок. Чтобы бизнес не получил в новой реальности «темной-темной комнаты» еще и «темного-темного работника», находящегося в депрессии и потерявшего энтузиазм, важно проявить своевременную заботу — включить свет!