Лучшее за неделю
23 июня 2020 г., 21:33

«Президент предпочитает аккуратное "срезание жирка"». Что значат предложенные президентом изменения налоговой системы

Читать на сайте
Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ

Евгений Минченко, директор коммуникационного холдинга «‎Минченко Консалтинг»‎:

Изменение подоходного налога — это драматический момент, учитывая тот факт, что долгое время введение плоской шкалы налогообложения было одним из достижений первого путинского срока, и теперь происходит коррекция налоговой политики. Такое решение отвечает определенному запросу в обществе на социальную справедливость, сокращение разрыва между бедными и богатыми. Я думаю, что это не последнее решение по перераспределению доходов. Какие еще решения могут быть приняты в этом направлении, я не знаю — наше государство много чего может придумать. И, конечно, это решение напрямую связано с приближающимся всенародным голосованием.

Юрий Куликов, специалист по вопросам международного налогообложения и налогообложения физических лиц:

Пять миллионов в год — это чуть больше 400 тысяч дохода в месяц. Такие доходы в России имеет незначительный процент населения даже в крупнейших городах. Сама по себе идея введения прогрессивной шкалы подоходного налога может быть и не плохая, и у ФНС есть возможность ее администрировать. Однако, с точки зрения системы государственных финансов и дальнейшего развития экономики существуют гораздо более важные, первоочередные задачи: контроль над государственными расходами, снижение уровня коррупции или повышение прозрачности принятия решений по экономическим вопросам. Вместо того чтобы заняться ими, президент предпочитает аккуратное «срезание жирка» в тех местах, где это еще возможно с целью заявить перед референдумом о социальной направленности своей политики. Надо сказать, что власти уже не в первый раз прибегают к подобным мерам: вспомним хотя бы закон об уплате НДФЛ с процентов по депозитам свыше одного миллиона.

Что касается нынешних предложений президента, неоднозначно выглядит предложение об упрощенной уплате налога с контролируемых иностранных компаний (далее КИК. — Прим.ред.), которые зачастую зарегистрированы в офшорах или низконалоговых юрисдикциях. Президент озвучил цифру в 5 миллионов. Если понимать это как предложение о том, что владелец КИК вне зависимости от прибыли платит 5 миллионов в силу того, что она существует — это звучит довольно радикально. Однако без подробностей об этом новом механизме пока рано говорить.

Олег Шибанов, директор Финансового центра Сколково-РЭШ:

Теперь ФНС очень хорошо с «белыми» зарплатами — их видно. Люди с высокими зарплатами, на мой взгляд, давно вышли из «тени», поэтому им будет очень трудно заявить, например, с завтрашнего дня, что их зарплата упала в три раза до 4 миллионов 999 тысяч рублей. Я не исключаю, что в будущем порог могут пересмотреть. При этом, я не могу назвать происходящее «экспериментом», ведь в отличие от той же самозанятости прогрессивную шкалу НДФЛ вводят на территории сразу всей страны. То есть это полноценное решение, которое наверняка проговорено с Минфином и другими ведомствами.

Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»:

Когда в апреле-мае диспропорция между социальными ожиданиями и социальными шагами начинала нарастать, некоторые эксперты полагали, что сейчас нет смысла разбрасываться главными социальными козырями (все равно людям покажется мало) — государство придержит их до момента голосования по конституции. Эти эксперты оказались не правы.

(Оригинал)

Алексей Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры:

По сути (набору сигналов и их целевых аудиторий) Путин сегодня огласил еще одно Послание президента.

(Оригинал)

Федор Крашенинников, политолог, публицист:

Все это — предвыборное обращение. Путин хочет показать, какой он молодец — победил вирус, дал всем по 10 тысяч, богатых прижал, остальных поддержал. Он хочет перед голосованием повысить у населения энтузиазм, которого сейчас нет, даже несмотря на чудовищные меры по мобилизации. Путин откровенно пытается подкупить людей, которых сейчас прижала нищета. Сложно рассуждать, сработает ли такой ход. Ядерный электорат — пожилые люди, военные пенсионеры, силовики — и так поддержат его. Я не знаю, сколько групп населения в итоге удастся собрать. У меня ощущение, что это будет зависеть от региона. Поэтому все эти раздачи не столько напрямую сыграют, сколько помогут объяснить явку, которую нам объявят после голосования.

Подготовили Никита Павлюк-Павлюченко, Асхад Бзегежев, Ксения Праведная.

Обсудить на сайте