Бизнес-психолог Полина Большакова: Принцип матрешки. Как добиваться финансовых и личных целей и не выгорать
Давайте сразу проведем небольшой тест — проверим, какие установки «достигаторов» вам присущи. Мысленно ставьте галочку, если нашли совпадения:
- У вас нет режима дня, зато есть вредные привычки.
- «Дело ждать не может, отосплюсь потом» — это про вас.
- Вам кажется, что на вас навалились все дела этого мира.
- Вам иногда хочется все бросить, ничего не решать, все действия кажутся бесполезными, а окружающие — врагами.
- Между обещаниями близким и рабочими делами вы частенько делаете выбор в пользу офиса.
- Часто приносите домой с работы дурное настроение и проблемы, не хотите разговаривать с домашними и мечтаете просто запереться в одиночестве.
В нас часто сидят установки «Устал — значит, хорошо работал», «Раз целыми днями пропадаешь в своем деле — ты молодец и идешь к цели», «Только тяжким трудом достаются хорошие результаты». Мы радуемся быстрым результатам здесь и сейчас и не умеем планировать вдолгую. Но если бы эта система работала, каждый трудоголик давно бы стал миллионером. Много вы таких знаете?
Здесь я процитирую знаменитую фразу Стива Джобса: «Работать нужно не 12 часов в сутки, а головой». Только добавлю: исходя из стратегического и тактического принципов планирования, где каждое действие выверено, ведет к конкретному результату, а цели измеримы и понятны.
С чего начать, если вы больше не хотите терять время и готовы действовать целенаправленно?
«Принцип матрешки» — правильное планирование
Следуя этому принципу, вы сможете сочетать профессиональное и личное развитие, всегда помнить о своих интересах и добиваться жизненных целей осознанно и из ресурсной позиции.
Принцип состоит в известной схеме от большего к меньшему и предполагает три этапа:
- Стратегическое долгосрочное планирование
- Тактическое среднесрочное планирование
- Краткосрочное планирование и действия в моменте
Проще говоря, ставите цели на долгий срок, оптимально — на год. Разбиваете эти цели поквартально и помесячно и расписываете конкретные действия, вплоть до ежедневного тайминга. Еще это можно выразить в вопросах «Чего я хочу достичь», «Что я должен для этого сделать», «Как и когда я должен это сделать».
Как выглядит планирование
Я использую стратегическое планирование как минимум на год. Выделяю все значимые для меня сферы жизни: бизнес, отношения, красота, обучение, духовность, здоровье, семья, отдых. Дальше начинается собственно планирование.
- Пропишите цели на каждую из этих сфер. Ранжируйте цели в порядке значимости по убыванию. Важно: одна сфера — одна цель. Например, цель на карьеру — заработать X миллионов рублей к концу 2021 года.
- К каждой цели пропишите, зачем вам это нужно. Вы должны четко понимать, что получите в итоге. Если я буду зарабатывать такую сумму, то смогу расти как профессионал и улучшить качество своей жизни: мне будет доступно более дорогое и эффективное обучение, я смогу работать с более сложными задачами и больше на этом зарабатывать, сменю место жительства на более комфортное, смогу больше путешествовать и качественнее отдыхать, быть в более ресурсном состоянии.
- Дальше пропишите хотя бы пять шагов, которые приведут вас к желаемой цели. Сделайте декомпозицию от большего к меньшему. Если не получается, возможно, цель сформулирована абстрактно. Как только наступит ясность в конечной точке, станут четкими и шаги к ней. Например: иду в бизнес-коучинг, чтобы прокачать себя как эксперта, беру консультацию по созданию продуктовой линейки, делегирую продажи менеджеру, начинаю активно развивать свои соцсети, ввожу финансовое планирование.
- Определите, сколько времени нужно потратить на действия, исходя из правила: 40 часов в неделю — на ключевую цель, 24 часа на все остальные (примерно четыре часа на сферу в неделю). Откуда эти цифры? В среднем в неделю мы работоспособны 84 часа, 20 из которых уходят на поддержание жизнедеятельности и 64 — на целевые действия. 40 часов в неделю я буду тратить на прокачку личного бренда, остальные 24 часа могу распределить на фитнес, английский, полезное время с семьей, благотворительную деятельность и прочие занятия, которые будут вести меня к дополнительным целям. При этом на каждую должно уходить не менее четырех часов в неделю, чтобы был ощутимый прогресс.
- Теперь начинается тактическое планирование — расписываем конкретные шаги по реализации запланированных действий.
Пример тактического еженедельного планирования:
- Фотодень (почасовой ежедневный отчет о своих действиях) + ранжирование задач по важности.
- Собрать «западающие» задачи и создать план делегирования по ним.
- Раздать указания по делегированию с привязкой дедлайнов.
- Встроить в расписание контрольные точки проверки выполнения задач (дни, время, формат), например, аудиоотчет ежедневно в 19.00.
- Выделить день и время на еженедельное планирование.
- Выделить дни и время на обучение, трансформацию.
- Выделить время на себя, хобби и то, что важно.
- Оставшееся время выделить на операционную работу. Если времени на нее будет мало — выделяйте больше времени на планирование, чтобы придумывать, как делегировать больше.
- Раз в месяц добавляйте к обычному планированию личное финансовое планирование, чтобы сверяться с графиком желаний.
Запланировали. Что дальше?
Для многих это самая сложная и одновременно самая конкретная и осязаемая часть планирования — действие в моменте. Иными словами, то самое «бери и делай», которое так любят адепты Тони Роббинса. Но теперь вы знаете, что предшествует этому простому совету — серьезная аналитическая работа, которая обоснует необходимость взять и сделать. Она не оставит шансов прокрастинации и имитации реальных действий.
Важно: любое планирование должно быть реалистичным, учитывать форс-мажоры и оставлять место на восстановление сил и отдых.
Учитывайте особенности вашей нервной системы. Если вы знаете, к примеру, что подготовка к выступлению/конференции/семинару и само участие в нем вас выматывает, сразу после планируйте восстанавливающий отдых.
Более того, все слишком личные события, которые, казалось бы, не относятся к делу, тоже нужно встроить в график. Ведь на них вы будете брать время в этих же сутках. Все, что не запланировано, — не сделано.
Как начать внедрять декомпозицию в свою жизнь
Основой принципа «матрешки» является декомпозиция — то самое «Ешьте слона по кусочкам». Когда глобальная цель разбирается на небольшие понятные действия, мозг перестает сопротивляться.
Чтобы декомпозиция была понятна, ее лучше визуализировать — представить в виде дерева задач, которое будет разветвляться от главной цели до подцелей, а дальше — до конкретных действий. Составлять такие визуальные образы удобнее всего в виде ментальных карт или mind maps.
Лучше, если в вашей декомпозиции не будет больше четырех уровней. Слишком мелкая детализация создает смысловой шум и распыляет внимание.
Чтобы правильно расставить приоритеты по каждой цели, удобно пользоваться методикой канадского маркетолога, предпринимателя и специалиста по продажам Брайана Трейси. Упрощенно она выглядит так:
- Решите, что вы сделаете.
- Оцените правдоподобный результат.
- Зафиксируйте все в письменном виде на бумаге.
- Определите вашу исходную точку и опишите свое состояние и возможности сейчас.
- Поставьте дедлайн.
- Подумайте, кто может вам помочь и какие ресурсы вы можете использовать.
- Опишите все преимущества достижения этой цели, сколько сможете придумать.
Как правильно ставить цели?
Здесь поможет проверенная методика SMART. По ней цель должна быть:
- S — конкретной (Specific);
- M — измеримой (Measurable);
- A — реально достижимой (Achievable);
- R — значимой, важной (Relevant);
- T — ограниченной по времени (Time bound).
Сочетая метод «матрешки» и методику SMART, вы сможете ставить и реализовывать цели даже в условиях неопределенности, когда вам кажется, что у вас нет четкой цели, а лишь сформулировано первоначальное намерение.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Личное». Присоединяйтесь