Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости

Фото: Alireza Sahebi/Unsplash

Без-имени-1.jpg

Фото: Alireza Sahebi/Unsplash

Бизнес-психолог Полина Большакова: Принцип матрешки.

Как добиваться финансовых и личных целей и не выгорать

Редакционный материал
Многие бизнесмены тратят все силы и время на работу, забывая о семье и отдыхе. Чем грозит подобный подход и можно ли добиваться своих целей без выгорания, разбирается клинический психолог, специалист по финансовому мышлению Полина Большакова
10 ноября 2020 13:25

Давайте сразу проведем небольшой тест — проверим, какие установки «достигаторов» вам присущи. Мысленно ставьте галочку, если нашли совпадения: 

  • У вас нет режима дня, зато есть вредные привычки.
  • «Дело ждать не может, отосплюсь потом» — это про вас.
  • Вам кажется, что на вас навалились все дела этого мира.
  • Вам иногда хочется все бросить, ничего не решать, все действия кажутся бесполезными, а окружающие — врагами.
  • Между обещаниями близким и рабочими делами вы частенько делаете выбор в пользу офиса.
  • Часто приносите домой с работы дурное настроение и проблемы, не хотите разговаривать с домашними и мечтаете просто запереться в одиночестве.

В нас часто сидят установки «Устал — значит, хорошо работал», «Раз целыми днями пропадаешь в своем деле — ты молодец и идешь к цели», «Только тяжким трудом достаются хорошие результаты». Мы радуемся быстрым результатам здесь и сейчас и не умеем планировать вдолгую. Но если бы эта система работала, каждый трудоголик давно бы стал миллионером. Много вы таких знаете?

Здесь я процитирую знаменитую фразу Стива Джобса: «Работать нужно не 12 часов в сутки, а головой». Только добавлю: исходя из стратегического и тактического принципов планирования, где каждое действие выверено, ведет к конкретному результату, а цели измеримы и понятны. 

С чего начать, если вы больше не хотите терять время и готовы действовать целенаправленно?

«Принцип матрешки» — правильное планирование

Следуя этому принципу, вы сможете сочетать профессиональное и личное развитие, всегда помнить о своих интересах и добиваться жизненных целей осознанно и из ресурсной позиции. 

Принцип состоит в известной схеме от большего к меньшему и предполагает три этапа:

  1. Стратегическое долгосрочное планирование
  2. Тактическое среднесрочное планирование
  3. Краткосрочное планирование и действия в моменте

Проще говоря, ставите цели на долгий срок, оптимально — на год. Разбиваете эти цели поквартально и помесячно и расписываете конкретные действия, вплоть до ежедневного тайминга. Еще это можно выразить в вопросах «Чего я хочу достичь», «Что я должен для этого сделать», «Как и когда я должен это сделать».

Как выглядит планирование

Я использую стратегическое планирование как минимум на год. Выделяю все значимые для меня сферы жизни: бизнес, отношения, красота, обучение, духовность, здоровье, семья, отдых. Дальше начинается собственно планирование.

  1. Пропишите цели на каждую из этих сфер. Ранжируйте цели в порядке значимости по убыванию. Важно: одна сфера — одна цель. Например, цель на карьеру — заработать X миллионов рублей к концу 2021 года.
  2. К каждой цели пропишите, зачем вам это нужно. Вы должны четко понимать, что получите в итоге. Если я буду зарабатывать такую сумму, то смогу расти как профессионал и улучшить качество своей жизни: мне будет доступно более дорогое и эффективное обучение, я смогу работать с более сложными задачами и больше на этом зарабатывать, сменю место жительства на более комфортное, смогу больше путешествовать и качественнее отдыхать, быть в более ресурсном состоянии.
  3. Дальше пропишите хотя бы пять шагов, которые приведут вас к желаемой цели. Сделайте декомпозицию от большего к меньшему. Если не получается, возможно, цель сформулирована абстрактно. Как только наступит ясность в конечной точке, станут четкими и шаги к ней. Например: иду в бизнес-коучинг, чтобы прокачать себя как эксперта, беру консультацию по созданию продуктовой линейки, делегирую продажи менеджеру, начинаю активно развивать свои соцсети, ввожу финансовое планирование.
  4. Определите, сколько времени нужно потратить на действия, исходя из правила:  40 часов в неделю — на ключевую цель, 24 часа на все остальные (примерно четыре часа на сферу в неделю). Откуда эти цифры? В среднем в неделю мы работоспособны 84 часа, 20 из которых уходят на поддержание жизнедеятельности и 64 — на целевые действия. 40 часов в неделю я буду тратить на прокачку личного бренда, остальные 24 часа могу распределить на фитнес, английский, полезное время с семьей, благотворительную деятельность и прочие занятия, которые будут вести меня к дополнительным целям. При этом на каждую должно уходить не менее четырех часов в неделю, чтобы был ощутимый прогресс. 
  5. Теперь начинается тактическое планирование — расписываем конкретные шаги по реализации запланированных действий.

Пример тактического еженедельного планирования:

  1. Фотодень (почасовой ежедневный отчет о своих действиях) + ранжирование задач по важности.
  2. Собрать «западающие» задачи и создать план делегирования по ним.
  3. Раздать указания по делегированию с привязкой дедлайнов.
  4. Встроить в расписание контрольные точки проверки выполнения задач (дни, время, формат), например, аудиоотчет ежедневно в 19.00.
  5. Выделить день и время на еженедельное планирование.
  6. Выделить дни и время на обучение, трансформацию.
  7. Выделить время на себя, хобби и то, что важно.
  8. Оставшееся время выделить на операционную работу. Если времени на нее будет мало — выделяйте больше времени на планирование, чтобы придумывать, как делегировать больше.
  9. Раз в месяц добавляйте к обычному планированию личное финансовое планирование, чтобы сверяться с графиком желаний.

 

Фото: Christian Fregnan/Unsplash

Запланировали. Что дальше?

 Для многих это самая сложная и одновременно самая конкретная и осязаемая часть планирования — действие в моменте. Иными словами, то самое «бери и делай», которое так любят адепты Тони Роббинса. Но теперь вы знаете, что предшествует этому простому совету — серьезная аналитическая работа, которая обоснует необходимость взять и сделать. Она не оставит шансов прокрастинации и имитации реальных действий. 

Важно: любое планирование должно быть реалистичным, учитывать форс-мажоры и оставлять место на восстановление сил и отдых.

Учитывайте особенности вашей нервной системы. Если вы знаете, к примеру, что подготовка к выступлению/конференции/семинару и само участие в нем вас выматывает, сразу после планируйте восстанавливающий отдых.

Более того, все слишком личные события, которые, казалось бы, не относятся к делу, тоже нужно встроить в график. Ведь на них вы будете брать время в этих же сутках. Все, что не запланировано, — не сделано.

Как начать внедрять декомпозицию в свою жизнь

Основой принципа «матрешки» является декомпозиция — то самое «Ешьте слона по кусочкам». Когда глобальная цель разбирается на небольшие понятные действия, мозг перестает сопротивляться. 

Чтобы декомпозиция была понятна, ее лучше визуализировать — представить в виде дерева задач, которое будет разветвляться от главной цели до подцелей, а дальше — до конкретных действий. Составлять такие визуальные образы удобнее всего в виде ментальных карт или mind maps. 

Лучше, если в вашей декомпозиции не будет больше четырех уровней. Слишком мелкая детализация создает смысловой шум и распыляет внимание.

Чтобы правильно расставить приоритеты по каждой цели, удобно пользоваться методикой канадского маркетолога, предпринимателя и специалиста по продажам Брайана Трейси. Упрощенно она выглядит так:

  • Решите, что вы сделаете.
  • Оцените правдоподобный результат.
  • Зафиксируйте все в письменном виде на бумаге.
  • Определите вашу исходную точку и опишите свое состояние и возможности сейчас.
  • Поставьте дедлайн.
  • Подумайте, кто может вам помочь и какие ресурсы вы можете использовать.
  • Опишите все преимущества достижения этой цели, сколько сможете придумать.

Как правильно ставить цели?

Здесь поможет проверенная методика SMART. По ней цель должна быть:

  • S — конкретной (Specific);
  • M — измеримой (Measurable);
  • A — реально достижимой (Achievable);
  • R — значимой, важной (Relevant);
  • T — ограниченной по времени (Time bound).

Сочетая метод «матрешки» и методику SMART, вы сможете ставить и реализовывать цели даже в условиях неопределенности, когда вам кажется, что у вас нет четкой цели, а лишь сформулировано первоначальное намерение.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Личное». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
О трудностях поиска работы для высокооплачиваемых сотрудников рассказывают Алена Владимирская и Сергей Дружинин, создатели онлайн-сервиса по подбору вакансий для мидл- и топ-менеджеров
Директор Регионального общественного центра интернет-технологий — о том, какие навыки будут востребованы в 2021 году
Тема карьерного становления является приоритетной для молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет. При этом многие полагают, что наличие диплома признанного международного университета является залогом высокооплачиваемой работы и успеха в будущем. Так ли это на самом деле, рассуждает психолог и гештальт-терапевт Елена Друма

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.