Елена Зелинская: Парик для дяди Тома. Что не так в сериале «Бриджертоны»
Ловко вальсирующий чернокожий герцог, королева Великобритании — мулатка и прочая знать в дворцовых интерьерах... Что это: запоздалое торжество равноправия или искажение историзма — такова суть спора, разгоревшегося после не одного только сериала «Бриджертоны», но целого ряда фильмов, где в якобы историческом контексте участвуют небелые актеры.
И если бы речь шла только о кино. Нет, кино все настойчивее становится носителем новых стереотипов поведения и социальных практик. Сериалы заменили чтение толстых романов перед сном, а актуальные фильмы помогают обществу переваривать на глазах меняющуюся реальность.
«Новая этика», политкорректность, болезненная реакция на любое ущемление прав, которое раньше было обыденным делом, — это состояние общества, к которому нам еще надо примериться и привыкнуть — или отвергнуть.
Кино, как всегда, впереди планеты всей. Самая обсуждаемая тема — сериал, где на роли исторических персонажей — английской аристократии — приглашены актеры, скажем так, нетрадиционных рас.
Зритель видит умилительную картину викторианской жизни, условную до последней пуговицы — но кто разбирается в этих пуговицах? Никто и не ждет от массового кино исторической достоверности, однако в любом художественном произведении всегда есть посыл, миссия. А попросту говоря, цель. В чем же она? Задним числом «облагородить» жизнь чернокожих XIX века? Угодить набирающему силу меньшинству?
А может, что-то совсем другое?
Если говорить конкретно о кинопродукции такого рода, то, на мой взгляд, это пошлая профанация, которая искажает истинную картину страданий миллионов людей, вовлеченных в течение нескольких веков в рабский труд. Гламурной позолотой пытаются присыпать хижину дяди Тома, а боль и сочувствие заменить мультфильмом.
Рабство в Великобритании отменили раньше, чем перестали тысячами умирать на хлопковых плантациях бесправные люди, которых мы теперь стесняемся называть неграми. Но никто из освобожденных рабов еще очень и очень долго не мог подняться выше прислуги. Лорды? О чем тогда мечтал Мартин Лютер Кинг, если все было так мило?
Поборники «новой этики» объясняют, что добиться на экране полного историзма невозможно вообще: и люди стали выше ростом, и ткани теперь другие, и стоматологов в XIX веке не было. Однако историзм и художественная правда состоят вовсе не в чистоте зубов. Хотите доказать, что все люди равны, — покажите, как страшно, когда этого равенства нет. Взмах плетки над бесправным человеком, а не обмахивание веером — вот что вызывает сопереживание. Искажать действительность, чтобы никого не обидеть? То есть ничего не было: ни Сахарных островов, ни невольничьих кораблей, ни торговли людьми? Чернокожая русалочка махнула хвостиком — и никакой сегрегации. Никакого уважения к страданиям, сплошное «сю-сю-масю» и борьба за половое просвещение викторианских барышень. Подмена трагедии мультиком, хижины — дворцом, правды — фальшью. А фальшь не спрятать — даже под напудренным париком.
Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь