Все новости

Кадр из сериала «Бриджертоны» Фото: Netflix

bridgerton.jpg

Кадр из сериала «Бриджертоны» Фото: Netflix

Елена Зелинская: Парик для дяди Тома. Что не так в сериале «Бриджертоны»

Тенденция приглашать на роли исторических персонажей чернокожих актеров — это проявление толерантности, запоздалого раскаяния или, наоборот, стыдливое «припудривание» трагической истории народов Африки?
11 января 2021 15:04

Ловко вальсирующий чернокожий герцог, королева Великобритании  — мулатка и прочая знать в дворцовых интерьерах... Что это: запоздалое торжество равноправия или искажение историзма — такова суть спора, разгоревшегося после не одного только сериала «Бриджертоны», но целого ряда фильмов, где в якобы историческом контексте участвуют небелые актеры.

И если бы речь шла только о кино. Нет, кино все настойчивее становится носителем новых стереотипов поведения и социальных практик. Сериалы заменили чтение толстых романов перед сном, а актуальные фильмы помогают обществу переваривать на глазах меняющуюся реальность.

«Новая этика», политкорректность, болезненная реакция на любое ущемление прав, которое раньше было обыденным делом, — это состояние общества, к которому нам еще надо примериться и привыкнуть — или отвергнуть.

Кино, как всегда, впереди планеты всей. Самая обсуждаемая тема — сериал, где на роли исторических персонажей — английской аристократии — приглашены актеры, скажем так, нетрадиционных рас.

Зритель видит умилительную картину викторианской жизни, условную до последней пуговицы — но кто разбирается в этих пуговицах? Никто и не ждет от массового кино исторической достоверности, однако в любом художественном произведении всегда есть посыл, миссия. А попросту говоря, цель. В чем же она? Задним числом «облагородить» жизнь чернокожих XIX века? Угодить набирающему силу меньшинству?

А может, что-то совсем другое?

Если говорить конкретно о кинопродукции такого рода, то, на мой взгляд, это пошлая профанация, которая искажает истинную картину страданий миллионов людей, вовлеченных в течение нескольких веков в рабский труд. Гламурной позолотой пытаются присыпать хижину дяди Тома, а боль и сочувствие заменить мультфильмом.

Рабство в Великобритании отменили раньше, чем перестали тысячами умирать на хлопковых плантациях бесправные люди, которых мы теперь стесняемся называть неграми. Но никто из освобожденных рабов еще очень и очень долго не мог подняться выше прислуги. Лорды? О чем тогда мечтал Мартин Лютер Кинг, если все было так мило? 

Поборники «новой этики» объясняют, что добиться на экране полного историзма невозможно вообще: и люди стали выше ростом, и ткани теперь другие, и стоматологов в XIX веке не было. Однако историзм и художественная правда состоят вовсе не в чистоте зубов. Хотите доказать, что все люди равны, — покажите, как страшно, когда этого равенства нет. Взмах плетки над бесправным человеком, а не обмахивание веером — вот что вызывает сопереживание. Искажать действительность, чтобы никого не обидеть? То есть ничего не было: ни Сахарных островов, ни невольничьих кораблей, ни торговли людьми? Чернокожая русалочка махнула хвостиком — и никакой сегрегации. Никакого уважения к страданиям, сплошное «сю-сю-масю» и борьба за половое просвещение викторианских барышень. Подмена трагедии мультиком, хижины — дворцом, правды — фальшью. А фальшь не спрятать — даже под напудренным париком.

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь

Вступайте в клуб «Сноб»!
Ведите блог, рассказывайте о себе, знакомьтесь с интересными людьми на сайте и мероприятиях клуба.
Читайте также
Книга писателя Томми Оринджа«Там мы стали другими» посвящена его соотечественникам — коренному населению Америки, которых глобализация раскидала по разным уголкам страны. «Сноб» публикует одну из глав

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на [email protected].