Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости

Кадр из сериала «Бриджертоны» Фото: Netflix

bridgerton.jpg

Кадр из сериала «Бриджертоны» Фото: Netflix

Елена Зелинская: Парик для дяди Тома. Что не так в сериале «Бриджертоны»

Редакционный материал
Тенденция приглашать на роли исторических персонажей чернокожих актеров — это проявление толерантности, запоздалого раскаяния или, наоборот, стыдливое «припудривание» трагической истории народов Африки?
11 января 2021 15:04

Ловко вальсирующий чернокожий герцог, королева Великобритании  — мулатка и прочая знать в дворцовых интерьерах... Что это: запоздалое торжество равноправия или искажение историзма — такова суть спора, разгоревшегося после не одного только сериала «Бриджертоны», но целого ряда фильмов, где в якобы историческом контексте участвуют небелые актеры.

И если бы речь шла только о кино. Нет, кино все настойчивее становится носителем новых стереотипов поведения и социальных практик. Сериалы заменили чтение толстых романов перед сном, а актуальные фильмы помогают обществу переваривать на глазах меняющуюся реальность.

«Новая этика», политкорректность, болезненная реакция на любое ущемление прав, которое раньше было обыденным делом, — это состояние общества, к которому нам еще надо примериться и привыкнуть — или отвергнуть.

Кино, как всегда, впереди планеты всей. Самая обсуждаемая тема — сериал, где на роли исторических персонажей — английской аристократии — приглашены актеры, скажем так, нетрадиционных рас.

Зритель видит умилительную картину викторианской жизни, условную до последней пуговицы — но кто разбирается в этих пуговицах? Никто и не ждет от массового кино исторической достоверности, однако в любом художественном произведении всегда есть посыл, миссия. А попросту говоря, цель. В чем же она? Задним числом «облагородить» жизнь чернокожих XIX века? Угодить набирающему силу меньшинству?

А может, что-то совсем другое?

Если говорить конкретно о кинопродукции такого рода, то, на мой взгляд, это пошлая профанация, которая искажает истинную картину страданий миллионов людей, вовлеченных в течение нескольких веков в рабский труд. Гламурной позолотой пытаются присыпать хижину дяди Тома, а боль и сочувствие заменить мультфильмом.

Рабство в Великобритании отменили раньше, чем перестали тысячами умирать на хлопковых плантациях бесправные люди, которых мы теперь стесняемся называть неграми. Но никто из освобожденных рабов еще очень и очень долго не мог подняться выше прислуги. Лорды? О чем тогда мечтал Мартин Лютер Кинг, если все было так мило? 

Поборники «новой этики» объясняют, что добиться на экране полного историзма невозможно вообще: и люди стали выше ростом, и ткани теперь другие, и стоматологов в XIX веке не было. Однако историзм и художественная правда состоят вовсе не в чистоте зубов. Хотите доказать, что все люди равны, — покажите, как страшно, когда этого равенства нет. Взмах плетки над бесправным человеком, а не обмахивание веером — вот что вызывает сопереживание. Искажать действительность, чтобы никого не обидеть? То есть ничего не было: ни Сахарных островов, ни невольничьих кораблей, ни торговли людьми? Чернокожая русалочка махнула хвостиком — и никакой сегрегации. Никакого уважения к страданиям, сплошное «сю-сю-масю» и борьба за половое просвещение викторианских барышень. Подмена трагедии мультиком, хижины — дворцом, правды — фальшью. А фальшь не спрятать — даже под напудренным париком.

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
3 комментария
Ренат Давлетгильдеев

Елена, а читали ли вы спор (заочный) Марии Кувшиновой и Татьяны Толстой, поводом для которого стал пост Толстой о том, почему, по ее мнению, плохо, что чернокожие актеры играют, как вы пишете, "викторианских аристократов"? Кувшинова написала отличный текст на сайте Кимкибабадук под названием "Экспресс-тест на расизм". Интересно ваше мнение. И о посте, и о статье, и об ответе Толстой на статью (который доказал, что тест на расизм она, конечно, не прошла).

Ренат Давлетгильдеев

Пост Толстой (ответ на статью Кувшиновой), на мой взгляд, это пробитое Толстой дно. А на ваш?
https://www.facebook.com/TatyanaTolstaya/posts/10158759701438076

Тест на расизм (и прочитав ваш текст, думаю, что вы его не прошли):
https://kkbbd.com/2021/01/04/racism-test/

Елена Зелинская

Добрый день, Ренат. Конечно, я читала пост Татьяны Толстой и ответ на него. Татьяна Толстая, в свойственной ей ироничной манере, пишет о лицемерии. Ей кажется, что честнее принимать реальность такой, как она есть.  Вряд ли за этим стоит желание оскорбить или, тем более, лишить инвалидов прав на равную со здоровыми людьми жизнь. Почему инвалиды-колясочники не танцуют на сцене Большого театра? У меня, например, возникает вопрос - а нужно ли это самим инвалидам? Если нужно - то зачем? Я бы скорее боролась за их право смотреть спектакль в удобном для них кресле. Короче, мне лично всегда важнее человек, а не принцип, каким бы замечательным этот принцип ни был. А что касается художественного произведения, о чем речь в моем тексте, то тут всегда важна не достоверность исторических порток, а достоверность страдания. Спасибо вам за внимание к моему тексту. 

Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Twitter 9 января навсегда заблокировал шестой по популярности аккаунт в мире — страницу президента США Дональда Трампа. Следом заблокировали профиль предвыборного штаба Трампа. Действующий президент Америки заявил, что переходит в соцсеть Parler, после чего App Store и Google Play удалили соответствующее приложение. Об этой серии блокировок высказались российские пользователи соцсетей — от Алексея Навального до Рамзана Кадырова. «‎Сноб» следил за развернувшейся дискуссией
Книга писателя Томми Оринджа«Там мы стали другими» посвящена его соотечественникам — коренному населению Америки, которых глобализация раскидала по разным уголкам страны. «Сноб» публикует одну из глав
Карен Газарян
В конце 2020 года Совет Федерации проголосовал за возрождение важнейшего общественного института — вытрезвителей. О том, почему и зачем учреждение, ставшее визитной карточкой русского мира, подобно водке, медведям и матрешке, возвращается из постсоветского небытия, рассуждает Карен Газарян

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.