Oxxxymiron, Илья Лагутенко, Shortparis и другие. Премьера трибьют-альбома ко дню рождения Осипа Мандельштама на «Снобе»
Названием трибьют-альбома к 130-летию поэта Осипа Мандельштама стала первая строчка его стихотворения 1931 года. На пластинке — 21 композиция, и все они записаны на разных языках: русском, грузинском, украинском и литовском. До июня 2021 года еженедельно на официальном сайте проекта om130.ru и официальном YouTube-канале Red Pepper Film будут выходить клипы на каждый трек. Первый клип на трек «Среди лесов, унылых и заброшенных...» можно увидеть уже сегодня. Автором идеи и продюсером проекта стал Рома Либеров, режиссер серии документальных фильмов о классиках русской литературы: Иосифе Бродском, Сергее Довлатове, Осипе Мандельштаме, Андрее Платонове.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Deluxe версию альбома с комментариями исполнителей можно послушать здесь.
Рома Либеров, продюсер
К кому обращается поэт, когда пишет: «Сохрани мою речь навсегда»? К читателю-современнику, жене, другу, брату или самому языку? Мы, живущие 100 лет спустя, вроде как отвечаем за всех сразу. Перед артистами стояла задача сделать эти строчки «своими» и сказать про сегодня. Не важно, будет это рэп или меланхолическое диско. Важно, что речь поэта сохранится не только в книгах, но еще и в виде этих песен. Мне кажется, если бы Осип Эмильевич услышал наши треки, он бы хохотал до слез и был совершенно счастлив от того, что в 2021 году к его 130-летию он прозвучит таким образом!
Музыкальный трибьют — совершенно незнакомый мне жанр. Я понимал, как сложно будет вовлечь в этот процесс известных артистов и спонсоров. Поэтому первым делом решил заручиться поддержкой друзей, которые и стали костяком команды. Дальше все было очень просто: я позвонил Ване Алексееву (Noize MC. — Прим. ред.) и сбивчиво попытался рассказать, что мы хотим сделать. Я загадал, что если он откажется, то мы сворачиваем работу, потому что воплотить проект в жизнь на тот момент казалось чем-то абсолютно невозможным. Но Ваня ответил: «Рома, я сейчас кладу трубку и сразу начинаю писать трек».
Noize MC, «Век-волкодав» («За гремучую доблесть грядущих веков…»)
Пожалуй, это один из самых необычных треков в моей дискографии — я в такой манере никогда еще не пел, эти стихи как бы сами продиктовали такую странную интонацию и манеру. Нам захотелось создать некую сибирскую шаманскую атмосферу, чтобы подчеркнуть соответствующие образы в тексте. В качестве третьего куплета я использовал не вошедшие в итоговый вариант «черновые» строки, позже, очевидно, вылившиеся в совсем другое стихотворение — в жутковатую, как мрачная сказка, «Неправду».
Илья Лагутенко и Kudamir Katitsa, «Раковина»
Мы начинали работу с другого стихотворения, но никак не получалось выстроить связь времен. Шла очередная бессонная ночь, а мы топтались на месте. Решили открыть книгу еще раз и подумать, какое стихотворение отвечало бы настроению каждого из нас прямо сейчас и при этом было бы отстранено от конкретного временного отрезка. Сошлись на «Раковине», сделали первый дубль и разошлись спать. Потом еще несколько дней пробовали разные варианты, и остановились все-таки на самом первом.
Женя Мильковский, «Только детские книги читать...»
«Я от жизни смертельно устал, ничего от нее не приемлю, но люблю мою бедную землю…» — очень сильно. Детство для меня — что-то неприкасаемое. Иногда хочется, чтобы в голове было все как в детстве. Когда ты еще не знаешь тяжелого и страшного взрослого мира. Я спел эти стихи на мелодию, которую сочинил, когда был маленький. Стихотворение о детстве сложилось с мелодией моего собственного детства.
Леонид Агутин, «Золотистого меда струя из бутылки текла...»
Главное в этом произведении — все второстепенное, ведь именно из второстепенного и состоит жизнь. Этот зной греческого лета, благородные ржавые грядки, хозяйка — все это мелочи, которые и составляют по кирпичикам наши эмоции. У меня с автором схожее мироощущение, я его чувствую и понимаю. Мы живем ради наших воспоминаний, потому что все проходит, а они остаются с нами. В случае Осипа Мандельштама остаются с нами со всеми.
Женя Федоров (Tequilajazz), «Не говори никому...»
Нам не удавалось нащупать «песенную» ипостась стихотворения, и мы решили записать его в стиле саундтрека. Это одновременно и облегчило, и усложнило нашу задачу, тем более что мы сделали это в режиме «живого» электронно-акустического джема, это был интересный опыт, абсолютно импровизационный подход.
OQJAV, «Я буду метаться по табору улицы темной...»
Ярослав Тимофеев, пианист:
«Действие» стихотворения от начала до конца разворачивается в экипаже, который едет по Петербургу. В музыке я отталкивался от двух образов пути — большого и малого: дороги и колеса. В песне всего семь куплетов. Четвертый из них — единственный куплет без слов, он кульминационный, а остальные образуют линию приближения и удаления. При этом каждый куплет построен как круг, все они одинаковы и будут продолжаться за пределами композиции. Сочетание прямой линии от начала к концу и бесконечно проворачивающихся малых кругов и есть та система координат, в которой родилась наша песня.
Вадик Королев, солист:
Для меня, помимо описанного Славой, в стихотворении привлекательна его актуальность. Будто оно вне времени, и эти его приметы в виде кареты и извозчика — это сегодняшние такси, а строки «яблочно-розовая кожа», «каштановых прядей осечки» и «звездная колючая неправда» — вечные не в смысле памяти, а в смысле, наоборот, сиюминутности.
Mgzavrebi, Venice («Веницейская жизнь»)
Гиги Дедаламазишвили, солист:
Пропеть стихотворение Мандельштама на грузинском — задача не из легких. Песня далась с трудом, потому что важно было исполнить ее на грузинском так, чтобы не терялся смысл. Когда ты читаешь стихотворение, понимаешь, что поэт чувствовал, когда писал его: этот трагизм, человечность, его глубину. В эту же секунду понимаешь, что ты сам недостаточно ощущаешь глубину этой жизни. Благодаря поэтическому дару Мандельштама и через сто лет ты понимаешь судьбу человека и эпоху, в которую он жил. Сегодня я встречаю мало таких людей, их можно пересчитать по пальцам на одной руке, они просто исчезают. Читая его биографию и произведения, можно понять, для чего вообще создан человек, его мысли и эмоции, найти ту самую глубину и высоту души.
Подготовил Асхад Бзегежев
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь