Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

Oxxxymiron, Илья Лагутенко, Shortparis и другие. Премьера трибьют-альбома ко дню рождения Осипа Мандельштама на «Снобе»

«Сноб» представляет трибьют-альбом «Сохрани мою речь навсегда», приуроченный ко дню рождения Осипа Мандельштама. Треки на стихотворения поэта записали Oxxxymiron, Илья Лагутенко, Shortparis, Леонид Агутин, Mgzavrebi, IOWA, «Порнофильмы», OQJAV, Tequilajazzz, Noize MC и другие исполнители. Рассказываем о музыкальном проекте с комментариями его участников
14 января 2021 10:04

Названием трибьют-альбома к 130-летию поэта Осипа Мандельштама стала первая строчка его стихотворения 1931 года. На пластинке — 21 композиция, и все они записаны на разных языках: русском, грузинском, украинском и литовском. До июня 2021 года еженедельно на официальном сайте проекта om130.ru и официальном YouTube-канале Red Pepper Film будут выходить клипы на каждый трек. Первый клип на трек «‎Среди лесов, унылых и заброшенных...»‎ можно увидеть уже сегодня. Автором идеи и продюсером проекта стал Рома Либеров, режиссер серии документальных фильмов о классиках русской литературы: Иосифе Бродском, Сергее Довлатове, Осипе Мандельштаме, Андрее Платонове.

Deluxe версию альбома с комментариями исполнителей можно послушать здесь.

Рома Либеров, продюсер

К кому обращается поэт, когда пишет: «Сохрани мою речь навсегда‎»‎? К читателю-современнику, жене, другу, брату или самому языку? Мы, живущие 100 лет спустя, вроде как отвечаем за всех сразу. Перед артистами стояла задача сделать эти строчки «своими‎»‎ и сказать про сегодня. Не важно, будет это рэп или меланхолическое диско. Важно, что речь поэта сохранится не только в книгах, но еще и в виде этих песен. Мне кажется, если бы Осип Эмильевич услышал наши треки, он бы хохотал до слез и был совершенно счастлив от того, что в 2021 году к его 130-летию он прозвучит таким образом!

Музыкальный трибьют — совершенно незнакомый мне жанр. Я понимал, как сложно будет вовлечь в этот процесс известных артистов и спонсоров. Поэтому первым делом решил заручиться поддержкой друзей, которые и стали костяком команды. Дальше все было очень просто: я позвонил Ване Алексееву (Noize MC. — Прим. ред.) и сбивчиво попытался рассказать, что мы хотим сделать. Я загадал, что если он откажется, то мы сворачиваем работу, потому что воплотить проект в жизнь на тот момент казалось чем-то абсолютно невозможным. Но Ваня ответил: «Рома, я сейчас кладу трубку и сразу начинаю писать трек‎»‎.

Noize MC, «Век-волкодав» («За гремучую доблесть грядущих веков…»)

Фото: Пресс-служба

Пожалуй, это один из самых необычных треков в моей дискографии — я в такой манере никогда еще не пел, эти стихи как бы сами продиктовали такую странную интонацию и манеру. Нам захотелось создать некую сибирскую шаманскую атмосферу, чтобы подчеркнуть соответствующие образы в тексте. В качестве третьего куплета я использовал не вошедшие в итоговый вариант «черновые» строки, позже, очевидно, вылившиеся в совсем другое стихотворение — в жутковатую, как мрачная сказка, «Неправду».

Илья Лагутенко и Kudamir Katitsa, «Раковина»

Фото: Пресс-служба

Мы начинали работу с другого стихотворения, но никак не получалось выстроить связь времен. Шла очередная бессонная ночь, а мы топтались на месте. Решили открыть книгу еще раз и подумать, какое стихотворение отвечало бы настроению каждого из нас прямо сейчас и при этом было бы отстранено от конкретного временного отрезка. Сошлись на «Раковине», сделали первый дубль и разошлись спать. Потом еще несколько дней пробовали разные варианты, и остановились все-таки на самом первом.

Женя Мильковский, «Только детские книги читать...»

Фото: Пресс-служба

«Я от жизни смертельно устал, ничего от нее не приемлю, но люблю мою бедную землю…» — очень сильно. Детство для меня — что-то неприкасаемое. Иногда хочется, чтобы в голове было все как в детстве. Когда ты еще не знаешь тяжелого и страшного взрослого мира. Я спел эти стихи на мелодию, которую сочинил, когда был маленький. Стихотворение о детстве сложилось с мелодией моего собственного детства.

 Леонид Агутин, «Золотистого меда струя из бутылки текла...»

Фото: Пресс-служба

Главное в этом произведении — все второстепенное, ведь именно из второстепенного и состоит жизнь. Этот зной греческого лета, благородные ржавые грядки, хозяйка — все это мелочи, которые и составляют по кирпичикам наши эмоции. У меня с автором схожее мироощущение, я его чувствую и понимаю. Мы живем ради наших воспоминаний, потому что все проходит, а они остаются с нами. В случае Осипа Мандельштама остаются с нами со всеми.

 Женя Федоров (Tequilajazz), «Не говори никому...»

Фото: Пресс-служба

Нам не удавалось нащупать «песенную» ипостась стихотворения, и мы решили записать его в стиле саундтрека. Это одновременно и облегчило, и усложнило нашу задачу, тем более что мы сделали это в режиме «живого» электронно-акустического джема, это был интересный опыт, абсолютно импровизационный подход.

 OQJAV, «Я буду метаться по табору улицы темной...»

Фото: Пресс-служба

Ярослав Тимофеев, пианист:

«Действие» стихотворения от начала до конца разворачивается в экипаже, который едет по Петербургу. В музыке я отталкивался от двух образов пути — большого и малого: дороги и колеса. В песне всего семь куплетов. Четвертый из них — единственный куплет без слов, он кульминационный, а остальные образуют линию приближения и удаления. При этом каждый куплет построен как круг, все они одинаковы и будут продолжаться за пределами композиции. Сочетание прямой линии от начала к концу и бесконечно проворачивающихся малых кругов и есть та система координат, в которой родилась наша песня.

Вадик Королев, солист:

Для меня, помимо описанного Славой, в стихотворении привлекательна его актуальность. Будто оно вне времени, и эти его приметы в виде кареты и извозчика — это сегодняшние такси, а строки «яблочно-розовая кожа», «каштановых прядей осечки» и «звездная колючая неправда» — вечные не в смысле памяти, а в смысле, наоборот, сиюминутности.

Mgzavrebi, Venice («Веницейская жизнь»)

Фото: Пресс-служба

Гиги Дедаламазишвили, солист:

Пропеть стихотворение Мандельштама на грузинском — задача не из легких. Песня далась с трудом, потому что важно было исполнить ее на грузинском так, чтобы не терялся смысл. Когда ты читаешь стихотворение, понимаешь, что поэт чувствовал, когда писал его: этот трагизм, человечность, его глубину. В эту же секунду понимаешь, что ты сам недостаточно ощущаешь глубину этой жизни. Благодаря поэтическому дару Мандельштама и через сто лет ты понимаешь судьбу человека и эпоху, в которую он жил. Сегодня я встречаю мало таких людей, их можно пересчитать по пальцам на одной руке, они просто исчезают. Читая его биографию и произведения, можно понять, для чего вообще создан человек, его мысли и эмоции, найти ту самую глубину и высоту души.

Подготовил Асхад Бзегежев

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Коронавирус поставил мир на паузу, но, кажется, не смог помешать планам группы «Мумий Тролль». В октябре 2020-го она выпустила два диска: трибьют «Карнавала.Нет XX лет» и сборник «Призраки завтра». Сегодня у «Мумий Тролль» очередная премьера — вышел альбом «После зла». «Сноб» поговорил с солистом группы Ильей Лагутенко о его статусе «динозавра русского рока», музыкальных пророчествах и вечном вопросе, который не дает покоя жителям Дальнего Востока
Алексей Алексенко
Генетики выяснили, куда неандертальцы дели свою мужскую хромосому. Эта история проливает совершенно новый свет на интимные отношения наших предков с представителями и представительницами другой ветви человечества
Принято считать, что анорексия — женская болезнь, во многом поэтому далеко не каждый страдающий ею мужчина готов обратиться за помощью к врачам даже при наличии явных симптомов. «Сноб» поговорил с тремя мужчинами с расстройствами пищевого поведения и попросил клинического психолога прокомментировать их опыт