Владимир Жиганов: Веселье взаперти. Как пандемия изменила индустрию квестов
2020 год сильно поменял бизнес-модели во многих сферах. Индустрия квестов не исключение. Когда наших потребителей фактически заперли по домам, волей-неволей пришлось изобретать новые способы заработка. Оглядываясь назад, могу сказать, что мы справились, а формы мероприятий, невольно возникшие в условиях санитарных ограничений, останутся на рынке и после того, как пандемия закончится.
Стандартный квест «доковидной» эпохи — это локация с соответствующим антуражем, загадками, возможно — актерами. Приходят клиенты и на время окунаются в ту атмосферу, которую мы для них создали.
Весной 2020-го мы вынуждены были эту модель изменить. На площадке остался один человек, наш сотрудник (мы его назвали «аватаром»), а клиенты стали подключаться к приключению по видеосвязи через Zoom. Сотрудник один — игроков четверо. «Аватар» обвешан камерами, игроки смотрят на локацию через эти камеры, изучают предметы, обстановку, разгадывают загадки, общаются друг с другом, принимают совместные решения. И отдают «аватару» согласованные команды: что сделать, что взять, куда положить, что проверить. Классический офлайновый квест моментально преобразовался в новый популярный формат.
На первом этапе такие квесты онлайн получали 30% выручки обычного стандартного месяца. Потом добавилось еще 20%, потому что пришли клиенты из других городов и даже других стран. Многие россияне перешли на удаленку: уехали в Сочи, на подмосковные дачи или в более глухие места. Им скучно. А тут новое развлечение, и ездить никуда не надо. Мы сделали англоязычные версии квестов (с англоязычным персоналом), и появились заказчики за рубежом — из США, Великобритании, скандинавских стран.
Квестовый рынок на глазах становится глобальным. Раньше это выражалось в экспорте материальных решений. Ряд российских компаний, которые строили квесты для себя, еще с 2015 года переключили производство на экспорт. Целые фабрики, наподобие мебельных, производят модульные конструкции, реквизит, конструируют загадки. Потом отправляют в Европу и Штаты контейнерами, следом приезжает команда разработчика и инсталлирует на месте. Другой формат экспорта заключается в распространении франшизы — со своими стандартами, единой онлайн-витриной.
Рынок расширяется благодаря онлайн-доступу клиентов по всему миру. Поэтому еще в 2016 году мы перевели свой домен в зону .com. Сейчас квесты под нашим брендом работают в Великобритании, Испании, Италии и Германии, в Беларуси.
Вторая новая тенденция, рожденная 2020-м, — онлайн-тимбилдинг, развитие коммуникативных навыков. История как бы более деловая, но по факту даже более развлекательная и эмоциональная, чем квесты. Идея была многократно отработана на живых тимбилдингах и бизнес-играх, и в онлайне она не потеряла, а даже приобрела новые достоинства.
Компании в сегменте квизов (особенно крупные сети) быстро и успешно адаптировались к ограничениям. По нашим примерным оценкам, весной 2020-го квизы только в Москве собирали по 60 млн рублей выручки за месяц, к декабрю — уже в два раза больше.
Чего же ждать от 2021-го? «Аватар-квесты» будут продолжать набирать популярность даже после снятия всех ограничений. Спрос из других регионов и стран только нарастает. Это вообще новая ниша. Квест ведь всегда был одноразовым, локализованным продуктом. А теперь можно строить качественные физические декорации в небольших городах и ориентировать их преимущественно на онлайн-аудиторию. Там эксплуатация дешевле, чем в Москве: аренда, разрешения, зарплаты сотрудников.
А будущее онлайн-тимбилдинга — это профайлинг и раскрытие потенциала сотрудников через игры. Не только развлечение, но и прикладной инструмент, когда в ходе игры создается психологический портрет сотрудников. Эта зона будет пользоваться основным спросом.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Личное». Присоединяйтесь