Лучшее за неделю
Дарья Андреева
13 апреля 2021 г., 18:52

Живой Толстой, закоулки столицы, кабаре в вишневом саду. Гид по главным театральным премьерам весны

Читать на сайте
Фото: Даниил Примак/Пресс-служба театра «Современник»

«Театр»

Современник
14, 15 апреля, 1, 21 и 31 мая

Владимир Панков, худрук Центра драматургии и режиссуры и студии SounDrama, выпускает на сцене «Современника» спектакль по роману Сомерсета Моэма «Театр». В главной роли — Елена Яковлева, уже далеко не первый раз работающая с Панковым. История о великой актрисе, оказавшейся в глубочайшем эмоциональном кризисе и находящей выход из него в игре и притворстве, будет разыграна Панковым, как всегда, под живой аккомпанемент его музыкантов.

Спектакль открывает фестиваль искусств «Черешневый лес».

Фото: Пресс-служба театра «Практика»

«Несчастливая Москва/В кольцах»

Театр «Практика», Мастерская Брусникина
15, 16 апреля, 13, 14 мая

Новая постановка Марины Брусникиной по повести молодого, но уже известного прозаика Евгении Некрасовой обозначена как «юмористическая фантасмагория». Это спектакль о Москве и москвичах, на которых неожиданно обрушивается череда загадочных и странных напастей. Жители столицы, обосновавшиеся по разные стороны семи колец (Бульварного и Садового кольца, Третьего транспортного, МКАДа и др.), опоясывающих город, считают, что они под надежной защитой и с ними ничего не может случиться. Но их мнимое благополучие рушится в одночасье. Люди ошарашены, они впадают то в отчаяние, то в какое-то лихорадочное возбуждение. Повесть была написана в 2017 году, задолго до пандемии, но сейчас она воспринимается как во многом сбывшееся пророчество. 

Фото: Пресс-служба Театра Маяковского

«Школа жен»

Театр Маяковского
17, 18, 23 апреля, 1, 15, 28 мая

В этом сезоне Театр Маяковского радует зрителя постановками комедий. Совсем недавно состоялась премьера спектакля «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда. На очереди — «Школа жен» Мольера от худрука Миндаугаса Карбаускиса. В 2012 году Театр Табакова заказал Дмитрию Быкову новый вольный перевод пьесы: Быков сократил некоторые длинноты, «вдохнул» в текст живое дыхание современного слога. В сценической версии «Школы жен» в Театре Табакова звучал как старый, так и новый перевод. Карбаускис же решил использовать быковский вариант, что называется, по полной. Зритель будет наблюдать за тем, как самовлюбленный тиран в исполнении Анатолия Лобоцкого пытается создать себе идеальную жену, слепить из маленькой девочки будущую невесту, покорную, тихую и верную, — и терпит фиаско.

Фото: Олимпия Орлова/ Пресс-служба Театра на Таганке

«Вишневый сад. Комедия»

Театр на Таганке
23, 24 апреля, 19, 26 мая

Новая работа Юрия Муравицкого с артистами Театра на Таганке. В роли Раневской — Ирина Апексимова. Режиссер, вслед за драматургом, настаивает на том, что «Вишневый сад» — именно комедия, а не драма. Поэтому он снабжает спектакль эстрадными номерами: классические хиты, французский шансон и даже кабаре. Муравицкий считает, что для Чехова «Вишневый сад» — все равно что «Театральный роман» для Булгакова: в пьесе отразились взаимоотношения Чехова с Московским художественным театром, а персонажи постоянно эпатируют публику.

Любопытно, что Муравицкий уже второй раз создает альтернативную версию легендарных таганковских спектаклей. Прошлогодний хит — «Le Тартюф. Комедия» — стоит в афише Таганки одновременно с постановкой Юрия Любимова 1968 года. В то же время спектакль Эфроса «Вишневый сад» (1975 год) с Владимиром Высоцким и Аллой Демидовой критики называли самой яркой интерпретацией пьесы в советское время. Надо обладать большой смелостью и азартом, чтобы решиться на такое во второй раз.

Фото: Пресс-служба «Гоголь-центра»

«Страх и отвращение в Москве»

Гоголь-центр
30 апреля

Один из ведущих актеров «Гоголь-центра», а теперь еще и режиссер Филипп Авдеев вместе с драматургом Егором Прокопьевым представляет «московскую» версию скандального романа «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» (1971 год) Хантера Томпсона, по которому Терри Гиллиам снял фильм с Джонни Деппом в главной роли. В спектакле Авдеева тоже много звездных имен: Александр Горчилин, Василий Михайлов, Владимир Епифанцев, Савва Савельев.

Томпсон в своем романе развенчивал миф об американской мечте, Прокопьев же написал пьесу, в которой страх и ненависть взрастают уже на российской, а точнее, столичной почве. Спектакль, как и роман, обещает стать психоделическим роуд-муви (путешествием) по различным заведениям Москвы: гламурные вечеринки, общественные бани, чебуречные. Создатели постановки провели настоящее журналистское расследование: гуляли по городу, заходили в злачные места, подслушивали разговоры и по итогам «нарисовали» обобщенный «портрет» москвича с его проблемами, страхами, метаниями и сомнениями. Атмосфера города, его ритмы, запахи, шумы таким образом показаны как будто изнутри, глазами самых разных его обитателей.

Фото: Ира Полярная/Пресс-служба Театра Наций

«Живой Т»

Театр Наций, Малая сцена
10, 11, 28 мая

Молодой режиссер Данил Чащин ставит трагифарс по неоконченной пьесе Льва Толстого «Живой труп». В предельно лаконичных декорациях, лишенных примет времени, разворачивается драма семьи Протасовых, Федора и Лизы. В этом спектакле труп — не просто метафора, это отдельный живой персонаж.  Его лицо густо намазано белой краской и напоминает маску. Он отталкивающе неприятен, его движения неестественны и похожи на предсмертные судороги. Именно так режиссер представляет себе агонию семейных отношений — когда все уже предрешено, когда не осталось надежды на возрождение. В названии спектакля зашифрована фамилия «Толстой»: действие пьесы перемежается отрывками из дневников Льва Николаевича и его жены Софьи Андреевны. Две истории любви, обреченные на постепенное «умирание», показаны параллельно. И тексты из дневников читают те же актеры, что играют Федора и Лизу Протасовых, — Дмитрий Лысенков и Елена Николаева. Спектакль исследует природу человеческих отношений и их тупиковый исход.

Фото: Александр Иванишин/Пресс-служба Театра «Сатирикон»

«Близкие друзья»

Сатирикон
15, 16 мая

Февральская премьера по повести Евгения Водолазкина, одного из самых значительных современных российских писателей. История дружбы двух молодых людей и девушки из Мюнхена на фоне Второй мировой войны. Оба юноши влюблены в свою подругу, оба отправляются воевать в Россию, но одному из них суждено пасть на поле боя. По словам режиссера Сергея Сотникова, «тут очень сложный взгляд: как мы, русские, смотрим на немцев, которые смотрят на нас». Но этих немецких ребят до слез жалко: с самых первых минут спектакля зритель проникается их заботами и начинает им сопереживать. Они юные и смелые, их мечты в чем-то наивны, но они отчаянно верят в лучшее. Жернова истории перемалывают их судьбы. Но до самой последней минуты они будут любить друга и хранить верность данному слову. Блестящие актерские работы, тончайшая проработка характеров, удивительные пластические этюды и вкрадчивая ювелирная режиссерская работа, позволяющая тексту звучать во всеуслышанье.

Обсудить на сайте