Живой Толстой, закоулки столицы, кабаре в вишневом саду. Гид по главным театральным премьерам весны
«Театр»
Современник
14, 15 апреля, 1, 21 и 31 мая
Владимир Панков, худрук Центра драматургии и режиссуры и студии SounDrama, выпускает на сцене «Современника» спектакль по роману Сомерсета Моэма «Театр». В главной роли — Елена Яковлева, уже далеко не первый раз работающая с Панковым. История о великой актрисе, оказавшейся в глубочайшем эмоциональном кризисе и находящей выход из него в игре и притворстве, будет разыграна Панковым, как всегда, под живой аккомпанемент его музыкантов.
Спектакль открывает фестиваль искусств «Черешневый лес».
«Несчастливая Москва/В кольцах»
Театр «Практика», Мастерская Брусникина
15, 16 апреля, 13, 14 мая
Новая постановка Марины Брусникиной по повести молодого, но уже известного прозаика Евгении Некрасовой обозначена как «юмористическая фантасмагория». Это спектакль о Москве и москвичах, на которых неожиданно обрушивается череда загадочных и странных напастей. Жители столицы, обосновавшиеся по разные стороны семи колец (Бульварного и Садового кольца, Третьего транспортного, МКАДа и др.), опоясывающих город, считают, что они под надежной защитой и с ними ничего не может случиться. Но их мнимое благополучие рушится в одночасье. Люди ошарашены, они впадают то в отчаяние, то в какое-то лихорадочное возбуждение. Повесть была написана в 2017 году, задолго до пандемии, но сейчас она воспринимается как во многом сбывшееся пророчество.
«Школа жен»
Театр Маяковского
17, 18, 23 апреля, 1, 15, 28 мая
В этом сезоне Театр Маяковского радует зрителя постановками комедий. Совсем недавно состоялась премьера спектакля «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда. На очереди — «Школа жен» Мольера от худрука Миндаугаса Карбаускиса. В 2012 году Театр Табакова заказал Дмитрию Быкову новый вольный перевод пьесы: Быков сократил некоторые длинноты, «вдохнул» в текст живое дыхание современного слога. В сценической версии «Школы жен» в Театре Табакова звучал как старый, так и новый перевод. Карбаускис же решил использовать быковский вариант, что называется, по полной. Зритель будет наблюдать за тем, как самовлюбленный тиран в исполнении Анатолия Лобоцкого пытается создать себе идеальную жену, слепить из маленькой девочки будущую невесту, покорную, тихую и верную, — и терпит фиаско.
«Вишневый сад. Комедия»
Театр на Таганке
23, 24 апреля, 19, 26 мая
Новая работа Юрия Муравицкого с артистами Театра на Таганке. В роли Раневской — Ирина Апексимова. Режиссер, вслед за драматургом, настаивает на том, что «Вишневый сад» — именно комедия, а не драма. Поэтому он снабжает спектакль эстрадными номерами: классические хиты, французский шансон и даже кабаре. Муравицкий считает, что для Чехова «Вишневый сад» — все равно что «Театральный роман» для Булгакова: в пьесе отразились взаимоотношения Чехова с Московским художественным театром, а персонажи постоянно эпатируют публику.
Любопытно, что Муравицкий уже второй раз создает альтернативную версию легендарных таганковских спектаклей. Прошлогодний хит — «Le Тартюф. Комедия» — стоит в афише Таганки одновременно с постановкой Юрия Любимова 1968 года. В то же время спектакль Эфроса «Вишневый сад» (1975 год) с Владимиром Высоцким и Аллой Демидовой критики называли самой яркой интерпретацией пьесы в советское время. Надо обладать большой смелостью и азартом, чтобы решиться на такое во второй раз.
«Страх и отвращение в Москве»
Гоголь-центр
30 апреля
Один из ведущих актеров «Гоголь-центра», а теперь еще и режиссер Филипп Авдеев вместе с драматургом Егором Прокопьевым представляет «московскую» версию скандального романа «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» (1971 год) Хантера Томпсона, по которому Терри Гиллиам снял фильм с Джонни Деппом в главной роли. В спектакле Авдеева тоже много звездных имен: Александр Горчилин, Василий Михайлов, Владимир Епифанцев, Савва Савельев.
Томпсон в своем романе развенчивал миф об американской мечте, Прокопьев же написал пьесу, в которой страх и ненависть взрастают уже на российской, а точнее, столичной почве. Спектакль, как и роман, обещает стать психоделическим роуд-муви (путешествием) по различным заведениям Москвы: гламурные вечеринки, общественные бани, чебуречные. Создатели постановки провели настоящее журналистское расследование: гуляли по городу, заходили в злачные места, подслушивали разговоры и по итогам «нарисовали» обобщенный «портрет» москвича с его проблемами, страхами, метаниями и сомнениями. Атмосфера города, его ритмы, запахи, шумы таким образом показаны как будто изнутри, глазами самых разных его обитателей.
«Живой Т»
Театр Наций, Малая сцена
10, 11, 28 мая
Молодой режиссер Данил Чащин ставит трагифарс по неоконченной пьесе Льва Толстого «Живой труп». В предельно лаконичных декорациях, лишенных примет времени, разворачивается драма семьи Протасовых, Федора и Лизы. В этом спектакле труп — не просто метафора, это отдельный живой персонаж. Его лицо густо намазано белой краской и напоминает маску. Он отталкивающе неприятен, его движения неестественны и похожи на предсмертные судороги. Именно так режиссер представляет себе агонию семейных отношений — когда все уже предрешено, когда не осталось надежды на возрождение. В названии спектакля зашифрована фамилия «Толстой»: действие пьесы перемежается отрывками из дневников Льва Николаевича и его жены Софьи Андреевны. Две истории любви, обреченные на постепенное «умирание», показаны параллельно. И тексты из дневников читают те же актеры, что играют Федора и Лизу Протасовых, — Дмитрий Лысенков и Елена Николаева. Спектакль исследует природу человеческих отношений и их тупиковый исход.
«Близкие друзья»
Сатирикон
15, 16 мая
Февральская премьера по повести Евгения Водолазкина, одного из самых значительных современных российских писателей. История дружбы двух молодых людей и девушки из Мюнхена на фоне Второй мировой войны. Оба юноши влюблены в свою подругу, оба отправляются воевать в Россию, но одному из них суждено пасть на поле боя. По словам режиссера Сергея Сотникова, «тут очень сложный взгляд: как мы, русские, смотрим на немцев, которые смотрят на нас». Но этих немецких ребят до слез жалко: с самых первых минут спектакля зритель проникается их заботами и начинает им сопереживать. Они юные и смелые, их мечты в чем-то наивны, но они отчаянно верят в лучшее. Жернова истории перемалывают их судьбы. Но до самой последней минуты они будут любить друга и хранить верность данному слову. Блестящие актерские работы, тончайшая проработка характеров, удивительные пластические этюды и вкрадчивая ювелирная режиссерская работа, позволяющая тексту звучать во всеуслышанье.