Магия семи. Премьера на основной сцене «Ленинград Центра»
«Ленинград Центр» для меня — новый символ Петербурга наряду с «Подписными изданиями», островом «Новая Голландия» и «Севкабель Портом». Культурная столица сегодня — не только Эрмитаж, пышки и развод мостов, но и новая гастрономия, общественные пространства и формы искусства. «Ленинград Центр» возник на месте царских оранжерей, затем в этом здании располагался первый в городе 3D-кинотеатр и, наконец, культурный центр. Поэтому шоу — только часть происходящего. Здесь также есть галерея, кинотеатр и ресторан «Блок».
За несколько лет я посмотрела здесь почти все спектакли: от «Прекрасной М» и «Мечтатели. Сны о России» до «Портфолио» с Дарьей Мороз. В Москве зрелищ такого формата просто нет. Мировые примеры, которые лучше всего могут описать происходящее: «Мулен Руж», «Лидо» и спектакли Cirque du Soleil. Музыка, хореография, цирковые и пластические номера, драматургия с параллельным действием и высококлассное технологическое обеспечение — вот из чего складывается ДНК спектаклей. Есть основная тема, а сюжет — скорее фантазии вокруг нее.
Пока я находилась в зале как зритель, мне было очень интересно узнать, как рождается шоу. А начинается все с мудборда из картин, фотографий, цитат и символов. Раньше эта доска находилась в кабинете режиссера, а во время спектакля «Семь» была вывешена в коридор вместе с подробным сценарием и разбором каждой из историй спектакля, чтобы артисты могли вдохновляться. Репетиции продолжались около полугода, за это время акробаты и танцовщики из труппы переквалифицировались в жонглеров и воздушных гимнастов, были изготовлены различные оригинальные конструкции для трюков и отрепетированы десятки танцев — на проекте работало шесть хореографов. Даже за день и ночь до премьеры шли прогоны, артисты в театре практически жили, но удивительным образом никто не выглядел уставшим или грустным. За кулисами все время было броуновское движение и чувствовалось предвкушение от встречи со зрителем, которая год была невозможна на большой сцене.
Концепт
В 2021 году «Ленинград Центру» исполняется семь лет, это число считается счастливым, а отрезок времени — сложным, противоречивым, кризисным. Начать новый цикл шоу-пространства было решено с премьеры на совсем новом смысловом и технологическом уровне: общий вес декораций более трех тонн, 100 человек задействованы в шоу — спектакля такого масштаба на этой сцене еще не было. Либретто максимально понятное: одинокий человек на излете прожитых лет находит старую кассету — аудиодневник его жизни с произошедшими событиями и всей совокупностью эмоций. Будоражащий первый секс, влюбленность, пылкие курортные романы, опасные связи, преступления и наказание, пресыщенность, усталость, неверные решения. Все это и есть жизнь, проживая которую и делая череду выборов, он остается один. Запись на кассете длится 120 минут (как и спектакль) и обрывается, затем следует монолог героя, в котором он понимает, для чего в его жизни были те или иные события.
Поп-культура
В шоу множество отсылок к художественной культуре, классической литературе, кинематографу. От книги Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх» — идея бесконечной любви к жизни, благодарности всем случившимся событиям, опыту и людям, до популярной в нулевые истории «Романтический эгоист» Бегбедера. Спектакль сделан по принципу нелинейного монтажа и существует в нескольких временных пластах: зритель видит то старика (его изображает марионетка), слушающего кассету в сопровождении работников больницы, то одного из семи актеров, которые играют главного героя. Реальные события из жизни героя перемешаны с его фантазиями, чувствами, иллюзиями и воспоминаниями.
Постановщик
Постановщиком традиционно выступил художественный руководитель шоу-пространства Феликс Михайлов. В его бэкграунде — премия «ТЭФИ», работа режиссером на программах «Розыгрыш», «Звезды на льду», «Ледниковый период», «Цирк со звездами», «Dance Революция», а также постановка церемоний открытия и закрытия Кубка конфедераций FIFA (2017), чемпионата мира по футболу FIFA (2018) и продюсирование фильма-концерта «Зеленый театр в Земфире». Отчасти спектакль «Семь» автобиографичен — например, сцена в ночном клубе создана по воспоминаниям Михайлова.
Музыка
Музыка становится еще одной действующей силой спектакля. В каждой из семи историй она соответствует моде и эпохе, создает новый смысл и настроение сцены. Ключевые моменты шоу сопровождают вокальные номера актеров и музыкантов Алины Астровской и Антона Лаврентьева. В музыкальную линию постановки вплетены композиции самых разных жанров — от классической Mr Sandman Пэта Балларда до оскароносной The Windmills of Your Mind. Основные сцены шоу дополнены танцевальными номерами — будто рекламные ролики для переключения внимания.
Костюмы
Образы для премьерного шоу создавали ведущие российские модные дома Татьяны Парфеновой и Юлии Далакян, а также петербургский дизайнер Влад Мартыненко. Большинство костюмов готовилось специально для шоу. Потребовалось множество примерок и уточнений с артистами, чтобы им было удобно работать.
Танец
В «Ленинград Центре» всегда был сильный балет. В прошлых спектаклях артисты танцевали самую разную хореографию — от классики до модерна. В «Семь» задача была еще нетривиальнее. Разным хореографам нужно было создать единую ткань спектакля, сохранив собственный стиль и индивидуальность. Впервые с шоу-пространством работал Владимир Варнава — хореограф Мариинского театра, театра АХЕ, лауреат «Золотой маски». Также к постановке танцевальных номеров были привлечены Александр Тронов и Анна Дельцова, педагоги шоу «Танцы», хореографы Ксения Михеева, Анастасия Вядро, Алена Гуменная.
Цирковые номера
Последняя по очередности, но не по значению составляющая — воздушная гимнастика. Постановщиком цирковой части стал артист «Ленинград Центра» Алексей Ишмаев. Для нового шоу в течение нескольких месяцев специально разрабатывали оригинальный реквизит: турники, способные менять положение, спирали обтекаемой формы, создающие завораживающий эффект, и лежаки для эквилибра. Все номера логично вписаны в сюжет, передают характер, эмоции и переживания героев. Например, в сцене с трапецией артистка играет мать главного героя — его ролевую модель. Она яркая, дерзкая и выступает на высоких каблуках. История первой любви из воспоминаний, где сплетается романтика и страсть, визуализирована танцем дуэта гимнастов — они демонстрируют экстрагибкость и растяжку, двигаясь только на крышке рояля. Воздушные гимнасты показывают чудеса хореографии — имитируют свободное падение и замирают в изящных шпагатах. Самый эффектный момент: гимнаст держит партнершу буквально одними зубами, на приспособлении, которое в цирке и называется «зубник». Постановку репетировали полгода, придумывая индивидуальные трюки, чтобы получилось эффектно и опасно.
В шоу «Семь» яркость выкручена на максимум, а картинка меняется стремительно, не успевая наскучить. Вместе с тем за калейдоскопом спецэффектов можно легко увидеть заложенный режиссером посыл: жизнь — это пазл, он складывается из множества деталей, и только от человека зависит, какой именно получится финальная картинка.
Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Общество». Присоединяйтесь
Вам может быть интересно:
- Режиссер Семен Серзин — об «Общаге-на-Крови». Общага как пример антиутопии по-русски
- Закажи меня! О новом спектакле «Я нанял убийцу» Городского драмтеатра города Шарыпово Красноярского края
- Расторгуев точка док. Фильм о главном документалисте эпохи