Изнанка суррогатного материнства. О новом сериале «Контейнер»
Марина (героиня Маруси Фоминой) расстроенная выбегает из Смоленского пассажа. Во дворе путь ей преграждает «Мерседес», из которого выходят Вадим (Филипп Янковский), богатый чиновник и муж Марины, и его дочь Ева (Елизавета Шакира). Последняя забирает ключи у мачехи и плюет ей под ноги. Супруги ругаются и расходятся в разные стороны. Короткая сцена снималась несколько часов.
В центре сюжета сериала «Контейнер» — история не только семьи Вадима и Марины, которые обратились к услугам суррогатной матери, но и Саши (Оксана Акиньшина), ставшей для них тем самым «контейнером».
Тема суррогатного материнства получила новую огласку в 2020 году, когда из-за закрытия границ иностранцы не могли забрать тысячи младенцев от суррогатных матерей из России. Это совпало с расследованием так называемого «дела детоторговцев», в результате которого остановился процесс усыновления «суррогатных детей» одинокими отцами. Тогда же работу над «Контейнером» и начали продюсеры платформы START, тем самым попав в важную повестку.
Процессом на съемочной площадке руководят режиссер Максим Свешников и сценарист и креативный продюсер Алексей Ляпичев. Такой командой с видеосервисом START они уже работали в 2020-м над другим успешным проектом — жизнеутверждающей комедийной драмой «257 причин, чтобы жить», отмеченной международным фестивалем Cannesseries.
«Мы всегда стараемся выбирать волнующие и затрагивающие большую часть людей темы — суррогатное материнство одна из таких. В планах давно было снять картину об этом. Название "Контейнер" наметило и образ главной героини, и довольно циничный язык повествования», — делится Алексей Ляпичев. Действительно, кажется, что назвать суррогатную мать «контейнером» довольно жестко. Но этим словом авторы хотят отобразить лишь ее функцию. По словам Ляпичева, женщина как бы сдает в аренду место внутри себя для формирования плода. Внутри не ее биоматериал, ребенку генетически ничего не передается, ей не нужно будет заниматься его воспитанием. «Контейнер — “сухой” вариант названия суррогатной матери», — говорит продюсер сериала.
Создатели проекта решили максимально отстраниться от героев, показать их жизнь, не занимая чью-либо позицию, не осуждать и не хвалить. Авторы перелопатили тонну материала, прочитали десятки статей, чтобы понять, что именно движет «заказчиками» и «исполнителями», как их называет Ляпичев. «Мы увидели, что эта тема живая и интересная. Я уверен, посмотрев наш сериал, зритель сможет задуматься не только о своем отношении к этому явлению, но и о многих других аспектах нашей жизни», — рассказывает Алексей.
По словам сценариста, актеры удачно воплотили характеры персонажей. Одну из главных ролей сыграла Маруся Фомина, которая снималась в «Содержанках» Константина Богомолова — сериале, представившем роль женщины в довольно традиционном понимании. «Контейнер» рассказывает другую женскую историю. «Я считаю, что женщины зачастую физически сильнее мужчин, — говорит актриса. — Нельзя по умолчанию считать, что к нам надо как-то по-особенному относиться. С другой стороны, не могу назвать себя феминисткой. Я не погружена в повестку и не до конца понимаю каких-то вопросов, а потому не могу рассуждать на эту тему свободно. Тем не менее я с уверенностью могу сказать одно: если бы не феминизм, я бы не могла сейчас давать интервью, сниматься в кино и снимать его. Мне не нравится разделение на белое и черное, запреты и стереотипы вроде “женщинам нельзя”, “ты же мать”. Я за адекватность в людях вне зависимости от пола. Каждый человек — отдельная личность. Дискриминация недопустима». Сама Маруся не раз сталкивалась с сексизмом в работе: к ней относились менее серьезно, чем к партнерам-мужчинам, не разрешали выполнять элементарные, по ее словам, трюки без страховки. Когда девушка была беременна и приходила на пробы, многие не хотели брать ее на роль в проекты, которые должны были сниматься в первые месяцы после рождения ребенка.
Как признается Маруся, ей было бы мало что известно о мире суррогатного материнства, если бы не работа в проекте. «”Контейнер” — история про изнанку этого бизнеса. Я узнала, что это сильный удар по здоровью, что женщины очень рискуют, есть определенные случаи отказа от ребенка. Моя героиня — монстр в каком-то смысле, но и жертва тоже. Она неоднозначная, не хорошая, не плохая», — рассказывает актриса.«Я не могу осуждать женщин, которые прибегают к услуге суррогатной матери из-за невозможности иметь детей. Мне кажется, не совсем правильно, когда совсем молодые и здоровые девушки обращаются к такому из-за нежелания портить фигуру или если у них нет медицинских противопоказаний рожать самостоятельно», — поясняет Маруся.
Первый специальный показ сериала состоялся 26 апреля на Московском международном кинофестивале. Дата онлайн-премьеры пока не объявлена.
Вам может быть интересно:
- Право на аборт. Что не так с прерыванием беременности в России
- Замужние дети. Как пандемия коронавируса повлияла на насильственные браки в Индии
- Как пеленание детей определяет «национальный характер» русских