Единый проездной на самокат и метро. О новой системе транспорта, которая сама решит, как вам проще добраться до работы
Во время самоизоляции 2020 года городские жители активнее выбирали такси из-за возможности избежать контактов и соблюсти социальную дистанцию. Сыграла свою роль и работа агрегаторов такси по дезинфекции автомобилей, обеспечению водителей масками и перчатками. В 2020 году на машинах «Ситимобил» совершили 185 млн поездок — в три раза больше, чем в 2019-м. Uber и Lyft также отмечают рост спроса после завершения локдауна в США и инвестируют в привлечение новых водителей. Между тем службы такси не могут удовлетворить потребности жителей больших городов в передвижении.
Концепция мультимодальности
Каждый день житель города решает задачку собственной логистики, как добраться из точки А в точку Б. Он выбирает транспорт, исходя из факторов цены, скорости и комфорта. Концепция мультимодальности позволяет учесть потребности пользователя (его предпочтения, привычные маршруты) и состояние среды (пробки, время суток, погода). В результате каждый должен найти внутри одного приложения подходящий для своей поездки вариант логистики, оплатить ее одним чеком и мгновенно начать его выполнять.
Идеальный мультимодальный сервис сможет анализировать этот набор факторов и предложить спортсмену забронировать ближайший самокат до электрички, которая отправляется через 15 минут, а родителю с ребенком в коляске — такси с детским креслом и участливым водителем. Эти перспективы встречаются с усилиями городских властей по всему миру по сокращению количества автомобилей в городах и трендом среди молодых людей платить за использование, а не за владение автомобилем, самокатом и другими вещами.
Не стоит путать концепции мультимодальности и суперприложений. Последние построены вокруг платежных решений, упрощающих транзакции. Концепция мультимодальности упрощает передвижение человека из точки А в точку Б с использованием всех доступных видов транспорта. Возможности оплаты поездки в трамвае и на самокате будут бесшовно интегрированы таким образом, чтобы пользователю осталось только выбрать подходящий для себя комбинированный маршрут.
Жители мегаполисов сегодня пользуются и метро, и такси, и каршерингом, и личным автомобилем. Мультимодальность удобна и для пользователей, и для города: так повышается частота использования различных видов транспорта, власти могут управлять трафиком в реальном времени с помощью датчиков на всех видах транспорта. В итоге это приведет к уменьшению загруженности дорог и использованию личных автомобилей (лет через 10–20).
Подобную систему можно развернуть не только в мегаполисе. Нужно желание местных властей и ресурсы. Например, в 2020 году в Сочи работали около 13 операторов самокатов и велосипедов — это больше, чем в Москве. С ростом популярности такого транспорта власти всех городов будут вынуждены улучшать инфраструктуру — строить велодорожки, парковки и делать городскую среду более доступной.
Воздух и трафик мегаполисов
Париж стал лабораторией мобильности для европейских городов со множеством государственных и частных инициатив. Развитие концепции началось в городе в 2007 году — мэрия представила прокат велосипедов Vélib. Через несколько лет сервис генерировал 100 тысяч поездок в день. Личные автомобили в Париже при этом есть менее чем у 60% семей, а на работу на них ездят 9,5% служащих.
Мэрия Барселоны утвердила план городской мобильности в 2013 году для стимулирования отказа от личного транспорта — в городе наблюдалась самая высокая концентрация автомобилей в Европе. Сейчас в городе работает система аренды велосипедов Bicing, подписчики которой совершают более 1 млн поездок в месяц. Ряд районов города освобождены от машин, что стимулирует использование велосипедов и скутеров.
Власти Лондона с 2003 года принимают плату за въезд автомобилистов в центр города для уменьшения трафика. В городе развита сеть общественного транспорта, прокат велосипедов: за 10 лет работы проката велосипеды использовали для более 93 млн поездок. Сейчас администрация города внедряет использование электросамокатов: треть районов мегаполиса проведут испытания для компаний в течение года. Затем город выберет трех операторов услуги.
Согласно исследованию «Ситимобил», 58% жителей городов-миллионников видят преимущество в возможности использовать все сервисы для передвижения по городу в одном приложении. Опрос проводился среди 801 жителя городов-миллионников в возрасте 14–45 лет. Эта тенденция характерна для всего мира. Понимая это, мегаполисы постепенно переходят к модели мультимодальности.
В конце 2020 года Департамент транспорта Москвы анонсировал создание MaaS-платформы, которая объединяет разные виды транспорта и позволяет пользователям выбрать оптимальный маршрут на такси, метро, самокатах. Приложение также будет показывать загруженность метро, трамваев и автобусов в реальном времени.
Бизнес и городская мобильность
Перспективы рынка городской мобильности как сервиса огромны: в 2027 году он достигнет объема в $271,7 млрд против $49,7 млрд в 2019-м, свидетельствуют данные Verified Market Research. Это понимают и предприниматели. Индонезийская компания Gojek, разработчик суперприложения для доставки еды, цифровых платежей, покупок, приобрела миноритарный пакет акций индонезийского оператора такси Blue Bird за $30 млн.
Крупнейший агрегатор такси на Ближнем Востоке Careem сделал шаг в обратную сторону — после распространения пандемии он стал предлагать пользователям доставку еды, онлайн-покупки, прокат велосипедов и электронные платежи.
Колумбийский стартап Rappi начинался как служба доставки продуктов на велосипедах, а теперь через приложение можно заказать косметические услуги, купить страховку. Компания заключила соглашение с властями столицы Колумбии Боготы, и теперь через приложение можно оплатить использование общественного транспорта.
Подножка коронавируса
Тенденция отказа от личного транспорта наблюдалась в мире на протяжении нескольких лет: 84% жителей Китая рассматривали возможность отказа от владения автомобилем; 44% опрошенных в США продали бы свою машину, если бы могли воспользоваться роботакси. Такие данные за 2019 год приводила Statista. Но пандемия коронавируса повлияла на тренд: впервые с 2002 года количество водителей, готовых продать свой автомобиль, не выросло, а упало сразу на 10% за 12 месяцев. Люди стали меньше доверять общественному транспорту. Теперь властям и бизнесу придется вложить еще больше ресурсов для развития альтернативных видов транспорта.
Для эффективного передвижения жителям мегаполиса каждый день нужно сочетание всех возможных видов транспорта. «Ситимобил» как раз переходит от модели агрегатора такси к развитию мультимодальной платформы. В 2020 году мы запустили доставку, добавили интеграцию с кикшерингом Urent и каршерингом «Ситидрайв» (ex. YouDrive). Эта модель не только интересна пользователям, но и экономически привлекательна: короткие поездки на такси не выгодны, поэтому замена их самокатами или каршерингом позволяет улучшать общую юнит-экономику компании. А автомобили каршеринга потенциально можно использовать и в такси.
Больше текстов об экономике, бизнесе и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Вам может быть интересно:
- Россия планирует запустить прививочные туры для иностранцев. Как это будет устроено
- Сначала стерилизовали, а теперь заставляют рожать. Как политика «одна семья — один ребенок» привела Китай к демографическому кризису
- История учителя из Африки, который боролся с коррупцией и бежал в Россию. Его могут казнить