Успех без зависти. Новое поколение и старая классика в новосибирском театре «Глобус»
В новосибирском «Глобусе» репетируют Островского — режиссер Иван Орлов ищет новый подход к постановке пьесы «Не было гроша, да вдруг алтын», чтобы раскрыть актуальность текста, написанного 150 лет назад. В будничном свете репетиционного зала проступают контуры будущего спектакля.
В первых репетициях есть особое очарование — актеры проходят текст «налегке», без грима и костюмов, декорации условны, а вместо сценического света — голая правда актерского существования наедине с текстом. «А я-то, маменька, я-то! Меня-то пожалейте, ведь я жених!» — ловко уклоняется от тумаков нескладный Елеся (Иван Басюра), гордо приосаниваясь при слове «жених». «Посудите только, добрые люди: дома денег ни копейки, а он чижей ловит да на барышень любуется. Вот я тебя!» — не сдается маменька Мигачева (Наталья Тищенко), гоняясь за сыночком с бутафорским дрыном в руках. Режиссер, следивший за происходящим сидя верхом на стуле, смеется, вскакивает, бежит на площадку: «А давайте вот так попробуем!» На репетициях Ивана Орлова легко дышится — об этом говорят все, кто с ним работал. «В моих актерах живет замечательный внутренний ребенок. Моя задача — позволить ему играть, не сковывая рамками», — говорит Орлов.
Пять лет назад новосибирские режиссеры дружно вернулись к классике — Толстому, Достоевскому, Чехову, Шекспиру. «Театр становится все более условным, — объясняет Орлов, в 2018-м поставивший на сцене “Глобуса” пьесу Лопе де Вега “Учитель танцев”. — Классика — это прежде всего образы и театральная поэтика. Да, сегодня театры занимаются современной драматургией, но, на мой взгляд, она редко дает глубокие наблюдения за природой человека в экзистенциальных жизненных обстоятельствах. Принято считать, что Островский — бытописатель. Но когда сегодня читаешь его текст, понимаешь, что каждый из его героев — это образ, созданный драматургом и питающий твое воображение. Да, его герои условны, но за ними стоит правда».
Тенденции актуального театра сегодня в прямом смысле развязывают руки режиссеру — классический текст можно переписать, действие — перенести в современные реалии, а акценты усилить злободневными смыслами. Зритель хорошо считывает подобные режиссерские послания — особенно молодое поколение, жадное до новых революционных форм. Но Орлов переписывать и перекраивать Островского не стал — история молодой девушки, попавшей в финансовую яму, остается без изменений. «Мы решили создать вневременное пространство, — поясняет он. — Хотим показать узнаваемых героев — на уровне архетипов и психологических портретов». Режиссер уверен, что зритель хорошо примет эту историю — новосибирская публика, по его мнению, «насмотрена» и воспитана в лучших театральных традициях.
История превращений
Первым «воспитателем» новосибирских зрителей стал именно «Глобус». Но открывался он в 1929 году как местный ТЮЗ, организованный силами актеров, приехавших специально для этого из Ленинграда. Пять лет театр прожил в клубе «Молодые ленинцы», затем переехал в Дом Ленина, а в 1984 году справил новоселье в новом здании, построенном по спецпроекту архитектора Анатолия Сабирова.
Строение, стилизованное под парусное судно, — настоящий арт-объект. Округлое основание благодаря специфическим деталям, таким как окна-иллюминаторы, напоминает корпус яхты; крыша первых этажей постепенно переходит в высокую треугольную надстройку — «парус». За счет необычной формы 12-этажное здание в центре города выглядит компактным.
«Сцена нашего театра уникальная, больше такой в городе нет, — говорит Наталья Катеренюк, менеджер по костюмам и изготовлению мягких декораций. — Сложная сценическая машинерия позволяет режиссерам преобразовывать пространство, следуя за полетом своей фантазии». Сцена действительно позволяет воплощать самые смелые творческие идеи: архитекторы оснастили ее двумя вращающимися дисками и платформами, которые могут опускаться и подниматься, а глубина сцены такова, что можно смело ставить спектакли, действие которых происходит на футбольном поле или аэродроме.
Расцвет ТЮЗа новосибирские театроведы связывают с работой его двух главных режиссеров — Владимира Кузьмина и Льва Белова. Первый обнажил героико-романтичную душу театра в 70-е годы, второй был сторонником идеи самопожертвования ради общего счастья в 80-е. «Я пришла в ТЮЗ в 1984 году, — рассказывает актриса и заведующая труппой “Глобуса” Светлана Прутис. — Тогда в репертуаре было много спектаклей для школьников. Помню, как я жутко оконфузилась в пиратской саге “Остров капитана Блада” режиссера Дмитрия Масленникова — забыла зарядить в корсет кинжал и не смогла убить героя Володи Чистякова. Когда Володя понял, что у меня нет кинжала, он прошептал: “Души меня”, — а я растерялась и ткнула его пальцем в бок».
В начале 90-х Новосибирский ТЮЗ превратился в академический молодежный театр «Глобус». Художественный руководитель Григорий Гоберник и директор Мария Ревякина искали в этот период новые формы и направления для постановок, балетмейстер Георгий Ерасек создал студию пластики — в прошлом году коллектив отметил свое 30-летие. Тогда же, в 90-е, появился «Рождественский фестиваль», благодаря которому публика получила возможность познакомиться с творчеством Льва Додина, Эймунтаса Някрошюса, Бориса Эйфмана, Роберта Стуруа.
Более 30 лет театр просуществовал без реконструкций и капитального ремонта. И поскольку ничто в этом мире не вечно, в конце концов произошло то, что обычно происходит в таких случаях: материалы, из которых было построено здание, износились — у «кораблика», как называют театр местные жители, начала протекать крыша. Решить проблему помог нацпроект «Культура», в 2019 году выделивший средства на ремонт кровли. Работы велись масштабные: пришлось частично заменить металлическое покрытие, все детали которого из-за необычной формы и наклона крыши отличаются друг от друга, восстановить покрытие из бетонных плит, отремонтировать системы противопожарной безопасности.
Зависть как атавизм
Новосибирск справедливо считает себя театральной столицей Сибири: фестивали собирают актуальные спектакли, публика ждет новых премьер, адепты постдраматического театра экспериментируют в лабораториях. Опубликованный недавно короткий список национальной театральной премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2020–2021 годов добавил в копилку «столичности» три новосибирских спектакля и две экспериментальные работы творческих лабораторий. Спектаклей «Глобуса» в этом списке нет, зато его мюзикл CABARET, который в 2020 году поставил московский режиссер Алексей Франдетти, вошел в золотой лонг-лист «Самых заметных спектаклей сезона 2020–2021».
92-й творческий сезон должен стать для театра насыщенным — хочется надеяться, что пандемия не разрушит планы. В сентябре «Глобус» вошел в число участников проекта Минкультуры РФ «Международный культурный центр» и целую неделю «путешествовал» вместе с гостями по мирам Федора Михайловича Достоевского. Отзвучал национальный фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра». Перед Новым годом новосибирцев ждет очередной «Рождественский фестиваль». Сыграна на малой сцене премьера главного режиссера театра Алексея Крикливого «Генерал и его семья» — зрители и критики тепло встретили спектакль. Прошла премьера на малой сцене «Мальчиков» по повести Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер».
«Сейчас атмосфера в театре гораздо здоровее, чем была во времена моей молодости, — считает Светлана Прутис. — Я вижу, что молодежь в театр совсем другая приходит. Она ко многим вещам относится иначе. У них нет вот этого — “я и моя роль в искусстве”. У нас же как было? Прежде чем сыграть премьеру в первом составе — нужно заслужить. А если, не дай бог, сыграл “незаслуженно” — лови шепотки за спинами. У нынешнего поколения артистов “Глобуса” совсем другой фокус внимания. Они могут играть спектакли в трех составах. Первый состав им не важен. В наше время бытовала фраза “чужой успех не прощают”. Для нашей молодежи это атавизм».
Автор: Наталия Дмитриева