«Нету милфы сексапильней». Почему герой новой маскулинности Оксимирон остается сексистом
Надо отдать должное Оксимирону — он умеет эффектно возвращаться после, казалось бы, неминуемого забвения. Не успели утихнуть споры вокруг трека «Кто убил Марка?», как рэпер выпускает новый альбом. В нем — современная Россия со всеми ее сложностями, иноагенты, принятие себя, проблема абьюза и Екатерина Шульман как объект сексуализации.
«Джей Ло — тупо в урну, заберите Уму Турман, Нету милфы* сексапильней, чем Екатерина Шульман», — бодро читает рэпер в треке «Агент», объясняя, что он сапиосексуал, то есть наиболее сексуально привлекательная черта для него — интеллект.
Назвать себя мужчиной-сапиосексуалом сегодня — вполне себе заявка на причастность к новой маскулинности, героем которой многие посчитали рэпера после откровений в треке «Кто убил Марка?». Вот только строчка песни, напротив, выдает в Оксимироне старого доброго сексиста, продолжающего воспринимать женщин исключительно как сексуальный объект, дополнение к мужчине, которое можно выбросить или попросту отдать кому-то, если рядом есть кто-то сексапильнее.
В данном случае рэпер ставит Шульман на порядок выше Джей Ло и Турман, видимо, подразумевая, что они не такие умные. Слабо верится, что Оксимирон общался с обеими достаточно, чтобы сделать вывод об их интеллектуальных способностях. А даже если так, на каком основании он делает противопоставление, показывая, что они условно «недотягивают» до уровня Шульман? Подобные оценочные суждения, сделанные публично, по сути травля и обесценивание, хотя после трека «Кто убил Марка?» казалось, что Мирон уж точно не будет прибегать к подобным приемам.
Вопросы вызывает и определение «милф», на сленге означающее «мамочка, которой я бы вдул». Популярным его сделал фильм «Американский пирог» и конкретно мать Стифлера — нарочито сексуальная зрелая женщина, с которой мечтали переспать школьные друзья ее сына. После выхода фильма в порно стало популярным направление, именуемое «секс с милф», и, по правде говоря, сюжет остается востребованным до сих пор.
Однако за 22 года с момента выхода фильма общество изменилось, и сегодня такое публичное упоминание женщины попросту унизительно. Не говоря уже о том, что разница в возрасте Оксимирона и Шульман всего семь лет.
Конечно, дело тут не только лично в Оксимироне. Рэп и хип-хоп в принципе всегда были предельно женоненавистническими и сексистскими жанрами во всем мире. Женщин в треках повально называют суками и шлюхами, угрожают им физическим насилием, изнасилованиями и всячески напоминают, что они здесь только для развлечения мужчин и в общем-то более красивая замена всегда под рукой.
Новая этика пока не в силах повлиять на сознание людей: рэп и хип-хоп с их тотальной объективацией, слатшеймингом и процветающей культурой насилия в адрес женщин остаются востребованными жанрами как на Западе, так и в России. В нашей стране, к примеру, на пике популярности Моргенштерн, треки которого — сплошной коктейль из сексизма и женоненавистничества. В песнях он называет женщин исключительно суками и практически в каждом треке говорит о том, что они шлюхи и дешевки, готовые на все ради денег, ну а если нет, то: «Захочу — ударю, шаришь?» Но Моргенштерн, хоть и популярен, отнюдь не претендует на интеллектуальный посыл в своих текстах. В отличие от Оксимирона, тексты которого всегда отличались глубиной и концептуальностью.
И да, от Оксимирона, который уже показал однажды, что русский рэп может быть литературоцентричным, и продолжает поднимать в своих текстах проблемы современной России, режима, а теперь и стереотипов, травли, абьюза и принятия себя, ожидаешь очередного переворота в рэп-музыке, а значит и ухода от «классики» — сексуализации и объективации. Поэтому хочется верить, что строчка про Джей Ло, Уму Турман и Екатерину Шульман — неудачный оммаж привычному женоненавистническому рэпу, возможно, связанный с некой неуверенностью в себе и новом альбоме, о чем сам рэпер также говорит в треке «Рецензия». Тем более что в треке «Улет» угадывается признание в абьюзе в адрес бывшей девушки. Но как обстоят дела на самом деле, покажет только время. А пока вот такой вот оксюморон получился — новая маскулинность идет рука об руку с классическим сексизмом.
________________
* Mother I'd like to fuck.
А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.
Больше текстов о политике, культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь