Лучшее за неделю
16 января 2009 г., 00:00

Ленивый двигатель

Читать на сайте

Еще в семнадцать лет инженер-самоучка Майк Брикли (Mike Brickley) из железного хлама собрал паровую машину — и поставил ее на велосипед. Парокат мог развивать скорость до 25 км/ч. С тех пор он только и делает, что создает двигатели — все те же паровые машины, двигатели внутреннего сгорания и двигатели Стирлинга (это такой материалоемкий, но простой и экономичный мотор внешнего сгорания, который сейчас все более популярен среди инженеров).

Но cтирлинги дороги и не слишком годятся для автоиндустрии. И для нее Брикли создал (и назвал собственным именем) двигатель внутреннего сгорания довольно причудливой конструкции. Шарнирно связанные пары поршней расположены друг напротив друга и движутся в противоположных направлениях, вращая вал между ними. В двигателе меньше деталей, чем обычно (например, отсутствуют юбки поршней), и они не так активно движутся относительно друг друга. А это значит, что меньше мощности расходуется на трение — на бесполезный нагрев.

Брикли утверждает, что новый двигатель позволит сократить расход мощности на 35%, то есть на литре горючего машина сможет проехать на 15-20% больше, чем нынешние автомобили, оснащенные старыми моторами. Сократится и выброс углекислого газа в атмосферу. Брикли уже запатентовал свой двигатель и сейчас переделывает под него свою малолитражку, чтоб проверить идею на практике.

Если она сработает, то подтвердит уже высказывавшуюся многими догадку насчет технологий будущего: они необязательно будут сложнее современных — но обязательно более остроумными. Ведь простота — залог надежности и универсальности: двигатель Брикли, например, не нуждается в специальном горючем.

Но простота, конечно, еще не все — важна и своевременность. И Майк Брикли отлично понимает, что американской автопромышленности сейчас не до него. Но кто бы ни делал автомобили для Америки, ему придется задуматься об их экономичности. Время прожорливых «хаммеров» проходит.

Обсудить на сайте