Лучшее за неделю
Николас Негропонте
29 января 2009 г., 00:00

Ноутбуки, которые спасут мир

Читать на сайте

Я полтора года занимаюсь проектом «Каждому ребенку по ноутбуку» и хочу рассказать о трех самых больших проблемах, связанных с этим проектом. Собственно, эти проблемы и заставили меня взяться за него:

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Первое вполне очевидно. Ко второй мысли нетрудно прийти, зная, что решение любой мировой проблемы невозможно без образования.

Третий пункт менее очевиден. Например, мы все научились ходить и говорить не потому, что нас этому учили, а потому, что мы достигали определенных результатов благодаря копированию, собственным попыткам что-то сделать. Но когда нам исполняется шесть лет, нам велят прекратить обучаться таким способом; с этого момента все, чему мы учимся, нам преподают — либо кто-то стоит перед нами, либо мы черпаем информацию из книг.

Компьютер дает нам новые возможности, вместе с ним появился метод обучения, слегка схожий с тем, как мы учимся ходить и говорить, — процессом управляет сам обучающийся.

В 80-х годах мы привезли компьютеры в Сенегал и увидели, что дети, не знающие английского языка, очень быстро освоили их, они быстро научились играть на них, как на пианино.

Позднее то же самое происходило в Камбодже, в деревне, где нет электричества, воды, телевидения и телефонов, но где теперь есть широкополосный Интернет. Первое английское слово, которое выучили дети в этой деревне, — Google, они знают, что такое Skype, хотя никогда не слышали о телефонах. Родители их счастливы, потому что, когда дети открывают свои ноутбуки, это самый яркий источник света в доме.

Губернатор штата Мэн законодательно закрепил проект «Каждому ребенку по ноутбуку» в 2002 году. В то время 80% американских учителей были против этой идеи. Они бы предпочли, чтобы эти деньги пошли на увеличение их зарплат или строительство новых школ.

Сейчас мнение учителей переменилось, они отмечают пять положительных моментов: количество прогулов снизилось практически до нуля; почти все родители приходят на встречи с учителями, чего раньше почти никто не делал; улучшилось поведение учеников; повысился уровень вовлеченности учеников в образовательный процесс — учителя говорят, что учить стало веселее, потому что дети более заинтересованы в процессе, поскольку у них теперь есть ноутбуки.

И пятый, наиболее интересный, момент: по вечерам серверы приходится иногда отключать, потому что учителя получают слишком много электронных писем от учеников с просьбами о помощи. Когда видишь такие результаты, понимаешь — это не нужно больше тестировать, время пилотных проектов прошло.

Проект «Каждому ребенку по ноутбуку» — это некоммерческая ассоциация, которая нашла деньги, около 20 миллионов долларов, на техническую разработку правильного ноутбука, чтобы потом наладить его производство.

Масштабность — это очень важно, но не потому, что можно закупать компоненты по более низким ценам, а потому, что можно предъявить производителю свои требования: маленький дисплей, не обязательно идеальный цвет, сильная яркость тоже не важна. И тот производитель, к которому мы обратились, сказал: нам это неинтересно. Нас интересует большой дисплей, безупречные цвета, максимальная яркость; вы не вписываетесь в наш стратегический план. Я ответил: что ж, очень жаль, потому что нам нужно 100 миллионов единиц в год. И тогда они ответили: хм, мы попробуем вписать вас в наш стратегический план.

Идея заключается в том, чтобы запустить проект с таким размахом, когда сам масштаб производства поможет снизить стоимость. Мы будем распространять проект так: обратимся к руководителям семи крупных стран и договоримся о его запуске, а остальные пусть к нам присоединяются.

Сколько стоит сделать ноутбук? 60% стоимости ноутбука — это издержки на продажу, маркетинг, распространение и собственно прибыль. У нас этих составляющих стоимости нет. Потому что, во-первых, мы продаем наши ноутбуки по себестоимости, а распространяют его государственные структуры внутри системы образования, как учебники.

Далее, если взять дисплей: грубо говоря, он стоит 10 долларов за дюйм диагонали. Эта цена может снизиться до 7 или 8 долларов, но никогда не снизится до двух или полутора, если только мы не придумаем какой-нибудь умный способ ее снизить.

Технические возможности характеризуются двумя моментами.

Первый — это mesh-сеть: когда дети открывают свои ноутбуки, они все объединяются в единую сеть, и нужно всего 1 или 2 точки транзитного соединения. Поэтому можно предоставить связь паре тысяч ребят, имея всего два мегабита мощности.

Можно провести эту связь в деревню, а она уже самостоятельно соединится со всемирной Сетью и с другими деревнями.

Второй — это двухрежимные дисплеи, идея которых в том, чтобы дисплей работал на улице, при солнечном свете. В нем будет и задняя подсветка (изображение цветное), и передняя (черно-белое изображение и разрешение в три раза больше); еще не решено — переключаются режимы вручную или с помощью программного обеспечения.

Это не просто ноутбук — он может превращаться, например, в электронную книгу: и если вы выходите на солнце, экран будет черно-белым. А если по-другому поставить — будет телевизор…

Один из главных моментов — чтобы дети сами могли технически обслуживать эти ноутбуки.

На сегодняшний день это семь стран — Китай, Индия, Таиланд, Египет, Нигерия, Бразилия, Аргентина. Работать трудно: мы имеем дело с министерствами образования, а они чаще всего бывают самыми консервативными — считают, что знают об образовании все.

Как видно, указанные страны сильно разбросаны с точки зрения географии и культуры; не все из них окончательно согласились. Но мы специально ничего ни с кем не подписываем, пока у нас не появились уже работающие компьютеры.

Говорят, невозможно создать ноутбук за 100 долларов. Действительно, у нас начальная цена получается где-то 135 долларов. Но к 2010 году мы планируем снизить цену до 50 долларов.

Серый рынок — тоже важная проблема. Один из способов борьбы с проблемой серого рынка — сделать продукт максимально узнаваемым, уникальным.

Экономика проекта такая: мы начинаем с федерального правительства. А дальше уже переходим к другим вариантам финансирования: благотворительные организации, финансирование по системе «Ребенок ребенку», коммерческая субсидия, спонсирование деревни и т. п.

Например, финансирование по системе «Ребенок ребенку»: ребенок в США покупает ноутбук ребенку из развивающейся страны, которому столько же лет, скажем, или он того же пола. Может быть, дядя дарит племяннику или племяннице в качестве подарка на день рождения. Мы будем устраивать разные акции.

Наш проект образовательный; возникает вопрос: предоставляем ли мы программное обеспечение? В операционную систему включены какие-то программы, но нет, образовательную составляющую мы не предоставляем. Это делается в самих странах.

Вот, собственно, наш план. Это вполне реально. И хотя нас мало критикуют, потому что это действительно гуманитарный, некоммерческий проект, тем не менее, если критикуют, то исходя из соображения: идея замечательная, но эти ребята не смогут это сделать. То есть «эти ребята» — профессора — не справятся с задачей, куда им, или это, мол, вообще невозможно. Но компания «Кванта» согласилась собирать наш компьютер, а поскольку она собирает сегодня треть всех ноутбуков в мире, этот вопрос снимается.

 

Обсудить на сайте