Я полтора года занимаюсь проектом «Каждому ребенку по ноутбуку» и хочу рассказать о трех самых больших проблемах, связанных с этим проектом. Собственно, эти проблемы и заставили меня взяться за него:

  • Дети — самый драгоценный природный ресурс.
  • Образование — немаловажная вещь для решения проблем нищеты, достижения мира и охраны окружающей среды.
  • Давать знания можно с помощью преподавания, но это не единственный способ.
  • Первое вполне очевидно. Ко второй мысли нетрудно прийти, зная, что решение любой мировой проблемы невозможно без образования.

    Третий пункт менее очевиден. Например, мы все научились ходить и говорить не потому, что нас этому учили, а потому, что мы достигали определенных результатов благодаря копированию, собственным попыткам что-то сделать. Но когда нам исполняется шесть лет, нам велят прекратить обучаться таким способом; с этого момента все, чему мы учимся, нам преподают — либо кто-то стоит перед нами, либо мы черпаем информацию из книг.

    Компьютер дает нам новые возможности, вместе с ним появился метод обучения, слегка схожий с тем, как мы учимся ходить и говорить, — процессом управляет сам обучающийся.

    В 80-х годах мы привезли компьютеры в Сенегал и увидели, что дети, не знающие английского языка, очень быстро освоили их, они быстро научились играть на них, как на пианино.

    Позднее то же самое происходило в Камбодже, в деревне, где нет электричества, воды, телевидения и телефонов, но где теперь есть широкополосный Интернет. Первое английское слово, которое выучили дети в этой деревне, — Google, они знают, что такое Skype, хотя никогда не слышали о телефонах. Родители их счастливы, потому что, когда дети открывают свои ноутбуки, это самый яркий источник света в доме.

    Губернатор штата Мэн законодательно закрепил проект «Каждому ребенку по ноутбуку» в 2002 году. В то время 80% американских учителей были против этой идеи. Они бы предпочли, чтобы эти деньги пошли на увеличение их зарплат или строительство новых школ.

    Сейчас мнение учителей переменилось, они отмечают пять положительных моментов: количество прогулов снизилось практически до нуля; почти все родители приходят на встречи с учителями, чего раньше почти никто не делал; улучшилось поведение учеников; повысился уровень вовлеченности учеников в образовательный процесс — учителя говорят, что учить стало веселее, потому что дети более заинтересованы в процессе, поскольку у них теперь есть ноутбуки.

    И пятый, наиболее интересный, момент: по вечерам серверы приходится иногда отключать, потому что учителя получают слишком много электронных писем от учеников с просьбами о помощи. Когда видишь такие результаты, понимаешь — это не нужно больше тестировать, время пилотных проектов прошло.

    Проект «Каждому ребенку по ноутбуку» — это некоммерческая ассоциация, которая нашла деньги, около 20 миллионов долларов, на техническую разработку правильного ноутбука, чтобы потом наладить его производство.

    Масштабность — это очень важно, но не потому, что можно закупать компоненты по более низким ценам, а потому, что можно предъявить производителю свои требования: маленький дисплей, не обязательно идеальный цвет, сильная яркость тоже не важна. И тот производитель, к которому мы обратились, сказал: нам это неинтересно. Нас интересует большой дисплей, безупречные цвета, максимальная яркость; вы не вписываетесь в наш стратегический план. Я ответил: что ж, очень жаль, потому что нам нужно 100 миллионов единиц в год. И тогда они ответили: хм, мы попробуем вписать вас в наш стратегический план.

    Идея заключается в том, чтобы запустить проект с таким размахом, когда сам масштаб производства поможет снизить стоимость. Мы будем распространять проект так: обратимся к руководителям семи крупных стран и договоримся о его запуске, а остальные пусть к нам присоединяются.

    Сколько стоит сделать ноутбук? 60% стоимости ноутбука — это издержки на продажу, маркетинг, распространение и собственно прибыль. У нас этих составляющих стоимости нет. Потому что, во-первых, мы продаем наши ноутбуки по себестоимости, а распространяют его государственные структуры внутри системы образования, как учебники.

    Далее, если взять дисплей: грубо говоря, он стоит 10 долларов за дюйм диагонали. Эта цена может снизиться до 7 или 8 долларов, но никогда не снизится до двух или полутора, если только мы не придумаем какой-нибудь умный способ ее снизить.

    Технические возможности характеризуются двумя моментами.

    Первый — это mesh-сеть: когда дети открывают свои ноутбуки, они все объединяются в единую сеть, и нужно всего 1 или 2 точки транзитного соединения. Поэтому можно предоставить связь паре тысяч ребят, имея всего два мегабита мощности.

    Можно провести эту связь в деревню, а она уже самостоятельно соединится со всемирной Сетью и с другими деревнями.

    Второй — это двухрежимные дисплеи, идея которых в том, чтобы дисплей работал на улице, при солнечном свете. В нем будет и задняя подсветка (изображение цветное), и передняя (черно-белое изображение и разрешение в три раза больше); еще не решено — переключаются режимы вручную или с помощью программного обеспечения.

    Это не просто ноутбук — он может превращаться, например, в электронную книгу: и если вы выходите на солнце, экран будет черно-белым. А если по-другому поставить — будет телевизор…

    Один из главных моментов — чтобы дети сами могли технически обслуживать эти ноутбуки.

    На сегодняшний день это семь стран — Китай, Индия, Таиланд, Египет, Нигерия, Бразилия, Аргентина. Работать трудно: мы имеем дело с министерствами образования, а они чаще всего бывают самыми консервативными — считают, что знают об образовании все.

    Как видно, указанные страны сильно разбросаны с точки зрения географии и культуры; не все из них окончательно согласились. Но мы специально ничего ни с кем не подписываем, пока у нас не появились уже работающие компьютеры.

    Говорят, невозможно создать ноутбук за 100 долларов. Действительно, у нас начальная цена получается где-то 135 долларов. Но к 2010 году мы планируем снизить цену до 50 долларов.

    Серый рынок — тоже важная проблема. Один из способов борьбы с проблемой серого рынка — сделать продукт максимально узнаваемым, уникальным.

    Экономика проекта такая: мы начинаем с федерального правительства. А дальше уже переходим к другим вариантам финансирования: благотворительные организации, финансирование по системе «Ребенок ребенку», коммерческая субсидия, спонсирование деревни и т. п.

    Например, финансирование по системе «Ребенок ребенку»: ребенок в США покупает ноутбук ребенку из развивающейся страны, которому столько же лет, скажем, или он того же пола. Может быть, дядя дарит племяннику или племяннице в качестве подарка на день рождения. Мы будем устраивать разные акции.

    Наш проект образовательный; возникает вопрос: предоставляем ли мы программное обеспечение? В операционную систему включены какие-то программы, но нет, образовательную составляющую мы не предоставляем. Это делается в самих странах.

    Вот, собственно, наш план. Это вполне реально. И хотя нас мало критикуют, потому что это действительно гуманитарный, некоммерческий проект, тем не менее, если критикуют, то исходя из соображения: идея замечательная, но эти ребята не смогут это сделать. То есть «эти ребята» — профессора — не справятся с задачей, куда им, или это, мол, вообще невозможно. Но компания «Кванта» согласилась собирать наш компьютер, а поскольку она собирает сегодня треть всех ноутбуков в мире, этот вопрос снимается.