Закрытая экскурсия по выставке Кандинского
Крупнейшая за последнюю четверть века выставка работ Кандинского открылась в Центре Помпиду за несколько дней до экскурсии — у Центра сразу выстроились очереди. Гостям Jet Republic в очередях стоять не пришлось, и чтобы подойти к полотнам Кандинского, не нужно было пробираться сквозь толпу. К тому же устроители вечера наняли целый отряд научных сотрудников Центра и искусствоведов со стороны, чтобы проводить экскурсии для небольших групп. Однако совсем маленькими группы все же не получились — на мероприятие пришли все подтвердившие свое присутствие приглашенные (около 300 человек), что случается довольно редко (устроители рассчитывали, что гостей будет не более 200), поэтому за одним экскурсоводом ходило человек по тридцать.
Но были и счастливчики, попавшие практически на индивидуальные экскурсии в группах из пяти человек. Например, датскую графиню Кат Александрин Даннескиолль-Самсёэ (Danneskiold-Samsøe) по выставке водил молодой специалист по искусству ХХ века Жак Ле Ру (Jacques Le Roux).
Графиня рассказала, что отложила в Копенгагене важные дела, чтоб прилететь на выставку, но завтра ей, увы, лететь обратно.
А искусствовед Жак Ле Ру объяснил, как Центру Помпиду удалось собрать такую крупную выставку Кандинского.
Экскурсанты не торопились уходить с выставки, однако смотрители музея, несмотря на щедрые сверхурочные, оставались госслужащими и не преминули намекнуть, что кому как, а им пора домой. Тогда гости переместились на террасу — в ресторан Georges, где им наливали шампанское Krug, коньяк Louis XIII 40-летней выдержки и виски Macallan.
Мой приятель Брюно, пиар-агент крупной дизайнерской компании, узнал среди гостей членов семьи Ротшильдов, Томми Хилфигера — основателя бренда Tommy Hilfiger, аукциониста Биноша (Jean-Claude Binoche), своих друзей галеристов. Помимо экскурсии, была устроена небольшая презентация — гости узнали, что основанная в сентябре 2008 года компания частных авиаперевозок Jet Republic не только организует собственно авиаперевозки, но и предлагает своим клиентам долевое владение самолетом: например, владелец одной шестнадцатой шестиместного самолета может летать на нем 50 часов в год.
На террасе я услышала обрывки разговора по-русски — речь шла о покупке пяти афиш за 300 тысяч евро. Поинтересовавшись деталями сделки, я узнала, что речь идет об афишах дягилевских балетов и оказалась в компании московского антиквара Александра Хочинского. Он специально прилетел на выставку и был очень доволен. Я слышала, как он говорил своему коллеге, антиквару Владимиру Каневскому: «Здесь просто сумасшедший Кандинский».
Я спросила у Хачинского, собирается ли он покупать часть самолета. «Смотря какую часть, — отшутился он, — а то вдруг хвост продадут или крыло. Я там не усядусь». А потом сказал серьезно: «Вполне вероятно, что я скоро воспользуюсь услугами Jet Republic. Ведь мне приходится перевозить ценные произведения, и часто выходит, что дешевле везти самому в частном самолете, чем оплачивать посылку работ ценным грузом».
А в это время неподалеку оживленно разговаривали генеральный директор Jet Republic Джонатан Бриз (Jonathan Breeze) и генеральный директор компании «ВТБ-Лизинг» Антон Борисевич — судя по обрывкам фраз, говорили о семейных делах, а потом о новостях дизайна.
Я спросила у Бриза: «Вы продаете самолеты, при чем здесь Кандинский?» — «Кандинский — вот кто был действительно "глобальным" европейским авторитетом. Он жил и работал по всему миру, был гражданином нескольких стран. Это очень созвучно образу жизни наших клиентов: сегодня здесь, завтра там, они носятся по всей Европе, от Москвы до Мадрида», — ответил Бриз.
Я попросила Бриза назвать несколько имен своих клиентов, и вот что он сказал: