В прошлый вторник около восьми вечера у входа в Центр Помпиду стали собираться хорошо и дорого одетые люди. Они прилетели из разных стран Европы, чтобы попасть на закрытую экскурсию по выставке Кандинского, устроенную авиакомпанией Jet Republi
Крупнейшая за последнюю четверть века выставка работ Кандинского открылась в Центре Помпиду за несколько дней до экскурсии — у Центра сразу выстроились очереди. Гостям Jet Republic в очередях стоять не пришлось, и чтобы подойти к полотнам Кандинского, не нужно было пробираться сквозь толпу. К тому же устроители вечера наняли целый отряд научных сотрудников Центра и искусствоведов со стороны, чтобы проводить экскурсии для небольших групп. Однако совсем маленькими группы все же не получились — на мероприятие пришли все подтвердившие свое присутствие приглашенные (около 300 человек), что случается довольно редко (устроители рассчитывали, что гостей будет не более 200), поэтому за одним экскурсоводом ходило человек по тридцать.
>
>
>
>
>
Но были и счастливчики, попавшие практически на индивидуальные экскурсии в группах из пяти человек. Например, датскую графиню Кат Александрин Даннескиолль-Самсёэ (Danneskiold-Samsøe) по выставке водил молодой специалист по искусству ХХ века Жак Ле Ру (Jacques Le Roux).
Графиня рассказала, что отложила в Копенгагене важные дела, чтоб прилететь на выставку, но завтра ей, увы, лететь обратно.
А искусствовед Жак Ле Ру объяснил, как Центру Помпиду удалось собрать такую крупную выставку Кандинского.
Экскурсанты не торопились уходить с выставки, однако смотрители музея, несмотря на щедрые сверхурочные, оставались госслужащими и не преминули намекнуть, что кому как, а им пора домой. Тогда гости переместились на террасу — в ресторан Georges, где им наливали шампанское Krug, коньяк Louis XIII 40-летней выдержки и виски Macallan.
>
>
>
Мой приятель Брюно, пиар-агент крупной дизайнерской компании, узнал среди гостей членов семьи Ротшильдов, Томми Хилфигера — основателя бренда Tommy Hilfiger, аукциониста Биноша (Jean-Claude Binoche), своих друзей галеристов. Помимо экскурсии, была устроена небольшая презентация — гости узнали, что основанная в сентябре 2008 года компания частных авиаперевозок Jet Republic не только организует собственно авиаперевозки, но и предлагает своим клиентам долевое владение самолетом: например, владелец одной шестнадцатой шестиместного самолета может летать на нем 50 часов в год.
На террасе я услышала обрывки разговора по-русски — речь шла о покупке пяти афиш за 300 тысяч евро. Поинтересовавшись деталями сделки, я узнала, что речь идет об афишах дягилевских балетов и оказалась в компании московского антиквара Александра Хочинского. Он специально прилетел на выставку и был очень доволен. Я слышала, как он говорил своему коллеге, антиквару Владимиру Каневскому: «Здесь просто сумасшедший Кандинский».
Александр Хочинский, Марина Гаврилова и Анастасия Набирочкина
Я спросила у Хачинского, собирается ли он покупать часть самолета. «Смотря какую часть, — отшутился он, — а то вдруг хвост продадут или крыло. Я там не усядусь». А потом сказал серьезно: «Вполне вероятно, что я скоро воспользуюсь услугами Jet Republic. Ведь мне приходится перевозить ценные произведения, и часто выходит, что дешевле везти самому в частном самолете, чем оплачивать посылку работ ценным грузом».
А в это время неподалеку оживленно разговаривали генеральный директор Jet Republic Джонатан Бриз (Jonathan Breeze) и генеральный директор компании «ВТБ-Лизинг» Антон Борисевич — судя по обрывкам фраз, говорили о семейных делах, а потом о новостях дизайна.
>
>
Я спросила у Бриза: «Вы продаете самолеты, при чем здесь Кандинский?» — «Кандинский — вот кто был действительно "глобальным" европейским авторитетом. Он жил и работал по всему миру, был гражданином нескольких стран. Это очень созвучно образу жизни наших клиентов: сегодня здесь, завтра там, они носятся по всей Европе, от Москвы до Мадрида», — ответил Бриз.
Я попросила Бриза назвать несколько имен своих клиентов, и вот что он сказал: