Лучшее за неделю
Ольга Уткина
16 июня 2009 г., 11:00

Московский книжный фестиваль в ЦДХ: разговоры об эротике во время грозы

Читать на сайте

 

День первый. Открытие

Когда я позвонила Василию Бычкову в полдень четверга, он был страшно занят, кричал, что вовсю готовится к открытию и приглашал в ЦДХ к трем часам. Как оказалось, жизнь на Книжном фестивале завелась гораздо раньше — шатры во внутреннем дворике (которые, как и в прошлые годы, для того чтобы обозначить камерность и «курортность» фестиваля, называют в честь крымских городов: Гурзуф, Ялта, Керчь, Севастополь и проч.) начали открываться уже с 11 утра. На самом жарком пятачке без сантиметра тени проходили читки пьес «Новой драмы», рядом раскладывали настольные игры, на детской площадке фотографировались для блога Babyblob. В «Керчи» ведущий редактор издательства Ad Marginem Михаил Котомин представлял писателей Захара Прилепина, Михаила Елизарова и Германа Садулаева, а в «Севастополе» редакционный директор «Афиши» Юрий Сапрыкин с товарищами обсуждали будущее Москвы.

This browser does not support the video element.

Без пяти три Василий Бычков вышел во двор, дал пару интервью, поправил воротничок рубашки и уже почти было поднялся на сцену, как вдруг тучи над ЦДХ стремительно почернели и через пять минут дворик залил мощный ливень.

 

This browser does not support the video element.

Самым стойким оказался Юрий Сапрыкин — несмотря на то, что стены «Севастополя» ходили ходуном, а на полу образовалась большая лужа, он предложил не обращать внимания на дождь и с наисерьезнейшим видом продолжал обсуждение будущего Москвы с главным редактором журнала «Проект Россия» Алексеем Муратовым. Разговор шел об эротических токах.

 

This browser does not support the video element.

Внутри ЦДХ тоже много всего происходило: в частности, на втором этаже открывалась феерическая выставка Николая Копейкина «Мультреализм» — стены были завешаны портретами Бориса Гребенщикова в обнимку с Губкой Бобом-Квадратные штаны, изображениями свино-людей и слонов-мутантов. Водку и вино черпали жестяными стаканчиками прямо из ведер.

 

Этажом выше редакция газеты «Акция» затеяла книжную лавку, работавшую без денег — способом натурального обмена, а портал Openspace.ru распространял самиздат: посетителям фестиваля предлагалось составить собственный альманах из неопубликованных ранее текстов Сергея Болмата, Льва Рубинштейна, Владимира Сорокина и других русских писателей.

 

Торжественное открытие Книжного фестиваля все же состоялось — прямо в холле ЦДХ.

 

This browser does not support the video element.

Как только Василий Бычков произнес последнее слово и объявил фестиваль открытым, во дворике вновь засветило солнце.

 

Ольга Уткина

 

День второй. Петрушевская

В пятницу было нестерпимо жарко, и многие отправились вон из Москвы. Концертный зал ЦДХ был неполон, но те, кто сюда пришел, стали очевидцами удивительного действа — кабаре Людмилы Петрушевской. Людмила Стефановна исполняла со сцены «вольные и невольные» переводы известных шлягеров, читала стихи, рассказывала эпизоды из жизни и показывала шляпки собственного авторства.

 

This browser does not support the video element.

Петрушевская перекладывает известные хиты ХХ века на свой лад. Зал радостно аплодировал, узнавая знакомые мелодии, к которым Петрушевская нашла созвучные слова. Вот, например, ее версия французской песенки Les Champs Elysees.

 

This browser does not support the video element.

Петрушевская также показала зрителям мультфильм «У фотографа, или Пенснэ» полностью собственного производства — в нем перед фотообъективом встречаются Чехов и Лев Толстой.

 

На вечер-кабаре Петрушевской пришел Юрий Норштейн, автор мультфильма «Ежик в тумане». Я спросила его, что он думает о работе Петрушевской.

This browser does not support the video element.

После выступления в гримерку Людмилы Петрушевской набились поклонники: они дарили розы, говорили комплименты и просили расписаться в ее только что вышедшей книге «Истории из моей собственной жизни». Зашел и Артемий Троицкий, который признался писательнице, что впервые просит об автографе. Петрушевская со всеми охотно общалась, вот только на вопросы журналистов отказывалась отвечать. Для сайта «Сноб» она сделала исключение и рассказала о том, как она составляла программу кабаре.

This browser does not support the video element.

А потом в гримерке встретились давние друзья — Петрушевская и Норштейн.

 

This browser does not support the video element.

Вечер Петрушевской закончился ближе к полуночи — здание ЦДХ было уже пустым и темным, только над лотками с книгами спала смотрительница. А на улице было по-прежнему нестерпимо жарко.

Катя Кибовская

 

 

Обсудить на сайте