Лучшее за неделю
Татьяна Матанцева
17 июня 2009 г., 00:00

Чашка и трость Дягилева, посмертная маска Анны Павловой на выставке «Легенды дягилевских сезонов»

На ступенях парадной лестницы Русского культурного центра, ведущей на выставку «Легенды дягилевских сезонов», была выложена тропинка из балетных пуантов
Читать на сайте

 

Выставка, рассказывающая о жизни Дягилева, истории его балетов и о судьбах знаменитых балерин, открылась накануне серии концертов, посвященных 100-летию дягилевских «Русских сезонов».

 

Главным человеком на открытии выставки был Игорь Иванович Махаев, основатель благотворительного фонда «Дом Дягилева», известный исследователь творчества русского балетмейстера. Он привез в Париж большую коллекцию предметов, связанных с Дягилевым, а сам выступил в роли экскурсовода.

Фото: Татьяна Матанцева

Пермский благотворительный фонд «Дом Дягилева» Махаев создал еще в 1989 году, чтобы помогать тем, кто решил заниматься балетом. Желающих послушать историю фонда собралось так много, что мест для всех не хватило.

Фото: Татьяна Матанцева

Махаев сам танцевал и более 50 лет своей жизни посвятил собиранию предметов, связанных с Дягилевым. В коллекции, представленной сегодня в пермском доме-музее Дягилева, который также основал Махаев, преобладают фотографии и театральные программки, но встречаются и уникальные вещи. Он подробно рассказал о каждой из них.

Махаев с увлечением показывал гордость своей коллекции — подлинный костюм дягилевской примы Ольги Спесивцевой. А потом объяснил, почему труппу покинула знаменитая Анна Павлова.

This browser does not support the video element.

 

Махаев подвел меня к костюму для балета «Спящая красавица» и разразился тирадой по поводу непомерных цен на костюмы дягилевских балетов и в адрес «неправильных» коллекционеров, которые этому способствуют.

This browser does not support the video element.

 

Под конец Игорь Иванович рассказал мне историю дягилевской трости, с которой он никогда не расстается.

This browser does not support the video element.

 

Доставить экспонаты выставки из Перми помогла жена российского посла во Франции Наталия Орлова. Как выяснилось, с Махаевым она знакома уже много лет и всегда старается помочь в организации мероприятий, посвященных русской школе балета. Впрочем, о своих заслугах Орлова рассказывала неохотно, вместо этого поведала мне историю о том, как Махаев спас от уничтожения могилу Нижинского на кладбище Монмартр.

This browser does not support the video element.

 

Среди французских почитателей Дягилева, пришедших на выставку, была балерина и хореограф Этери Пагава (Ethérie Pagava) — внучка известного грузинского политика начала XX века Ноя Жордании. Этери Пагава работала с Баланчиным, Брониславой Нижинской, Леонидом Мясиным. Как она мне рассказала, ее тесная связь с русским балетом началась еще в раннем детстве. Ребенком она выступала на улице, когда ее заметил Николай Штейн, пианист Сержа Лифаря. А танцевать ее научила звезда Мариинки Любовь Егорова.

This browser does not support the video element.

 

 

Когда служащие центра уже выставляли зазевавшихся посетителей за дверь, я познакомилась с активистками международной ассоциации «Женщины третьего тысячелетия» Фазией Лавернь и Мари-Лор Кардон.

Фото: Татьяна Матанцева

Они пришли на выставку в надежде познакомиться с русскими балеринами и привлечь их в свою ассоциацию. Улов их был невелик, но, узнав от меня о проекте «Сноб», они посчитали, что его женская половина вполне могла бы пополнить ряды их организации.

Обсудить на сайте